Т.Бакиев: Именно война превратила заштатную провинциальную Алма-Ату в настоящий город
Про Толстого, торпеды и принцессу "Цирка"
Как
это ни цинично прозвучит, но трагедия Великой Отечественной войны
обернулась для Алма-Аты благом. Ведь до 1941 года это был заштатный
провинциальный городок. Даже переезд столицы советского Казахстана из
Кзыл-Орды в Алма-Ату и строительство Турксиба не смогли расшевелить
сонную атмосферу социалистической провинции.
Но когда грянула
война, Алма-Ата забурлила. Масса беженцев из России, Белоруссии и
Украины. Столпотворение народов – евреи и поляки, молдаване и кавказцы,
поволжские немцы и прибалты. Большинство из них было эвакуи-ровано
организованно – полным составом заводов, фабрик и вузов. В Алма-Ату
эвакуировали знаменитых ученых, писателей, художников и
кинематографистов. Культурный центр Советского Союза переместился в
столицу КазССР. По улице Калинина прохаживались писатель Алексей
Толстой, драматург Константин Симонов, режиссер Александр Столпер,
актрисы Любовь Орлова и Валентина Серова. Помимо арт-бомонда, в
Алма-Ату эвакуировалось множество заводов, большинство из которых
осталось в Казахстане навсегда. Один из них – завод им. Кирова. Он
ведет свою историю от секретных заводов по производству торпед в
украинских городах Большом Токмаке и Таганроге. С приближением немецких
войск к Украине оборудование и рабочих перевезли в Махачкалу. Но не
успели там даже толком обустроиться – война докатилась и до Кавказа.
Через Каспий и казахстанские степи завод эвакуировали в Петропавловск и
Алма-Ату. Эвакуацией руководил директор завода Федор Компанеец. Ехали
почти месяц. Оборудование везли 1 800 вагонов и платформ. Вместе с
машинами ехали 11 с половиной тысяч работников, спали прямо на ящиках с
секретным грузом. Составы строго охранялись. Последний секретный состав
прибыл в Казахстан в ноябре 1942 года. Помещений для завода не было,
поэтому алма-атинскому трамвайному парку пришлось потесниться. Цеха
разместили по всему городу – в подвалах КазГУ, в алма-атинской
типографии и двух кинотеатрах.После двух месяцев авральной работы завод
начал выдавать торпеды для кораблей и подводных лодок. Летом 1943
года воды Иссык-Куля, где была построена пристрелочная станция, впервые
прорезало стальное тело алма-атинской торпеды. Затем добавились торпеды
калибра 534 мм, донные мины и противолодочные минометы.Когда строили
завод, разрыли старое верненское кладбище. Так что это предприятие по
сей день стоит на костях. Может быть, поэтому на заводе так много
легенд о привидениях: ночью в пустых залах слышатся шаги, сами по себе
падают гаечные ключи, а меж станков скользят белые размытые тени… После
войны алма-атинский завод им. Кирова стал одним из флагманов
торпедостроения в Советском Союзе. Знающие люди утверждали, что по
производственной мощности, техническому и творческому потенциалу ему не
было равных в мире. Восемь тысяч работников высшей квалификации –
рабочие, проектировщики, инженеры.Примечательна история о создании
торпеды 53-65К. В Союзе существовало несколько секретных НИИ и КБ,
создававших ультрасовременные торпеды и мины. Но вся беда была в том,
что все эти новинки были капризными, дорогими, сложными в изготовлении
и ненадежными в эксплуатации. А завод им. Кирова разработал и изготовил
в 1962 году кислородную турботорпеду. Она имела аппаратуру
самонаведения и неконтактный взрыватель, а в эксплуатации была проста,
как револьверный патрон. Научные институты высказались категорически
против этой торпеды, называя ее кустарной подделкой. Но на
иссык-кульских испытаниях она заслужила восторженные отзывы морских
волков. Неприхотливая, надежная, удобная в эксплуатации, самая дешевая
в мире – всего 21 000 рублей. Для сравнения: электрическая российская
торпеда УСЭТ-80 стоила 360 000 рублей.Кировская торпеда стала
основным оружием военно-морского флота Советского Союза. К началу 80-х
годов прошлого века она составляла половину торпедного вооружения. На
Северном флоте ею производилось 800 выстрелов со всех носителей:
подводных лодок, кораблей и торпедных катеров. Капитан 1-го ранга
Евгений Пензин как-то сказал, что лучше подготовить десяток торпед
53-65К, чем одну какую-нибудь другую. Конечно, вся эта военная
продукция была строго засекречена. В документах завод им. Кирова
значился как почтовый ящик № 182. Официально считалось, что там
выпускались пищевые котлы и солдатские котелки и мясорубки. Но
кондукторши в трамвае орали: "Следующая остановка – торпедный завод!".
Весь город знал, что выпускают на заводе им. Кирова. Завод представлял
собой мини-город, где было все необходимое: поликлиника, школа, детский
сад, баня, бассейн и магазины. Возле проходной стояли первые автоматы с
газированной водой, и пацаны со всей Алма-Аты прибегали попить сладкую
абрикосовую газировку. Здесь же продавали пирожки с ливером и картошкой
за четыре копейки. Рядом с заводом было множество лавочек, где
продавцы-китайцы скупали цветной лом и продавали резинки для рогаток.
Около проходной находился неофициальный рынок, где можно было заказать
какую-нибудь деталь для автомобиля или вещь, нужную в хозяйстве. Деньги
здесь были не в особой чести. Лучшая валюта – бутылка водки. Несмотря
на строгую охрану, советский человек всегда мог что-нибудь утащить с
завода. А ученики ФЗУ изготавливали самодельные финки и даже пистолеты.
Была одна такая банда в Алма-Ате, вооруженная пистолетами, собранными
на заводе им. Кирова. А летом многие кировчане ездили на Иссык-Куль
– там была турбаза завода. Пока жены с детьми отдыхали, мужья
испытывали свои торпеды. Вообще, после запуска торпеда должна утонуть,
но одну суперсекретную торпеду не нашли. Так и осталась она на дне
озера. Кроме завода им. Кирова, в Алма-Ате было множество других
предприятий, выпускающих секретную военную продукцию. АЗТМ изготовлял
бомбы и снаряды, Гидромаш – сверхсовременные ракеты "Шквал" и "Орел",
завод "Эталон" – военную оптику ночного видения. А еще был "Поршень",
завод № 242 и Литейно-механический завод. Кстати, знаменитый автомат
Калашникова впервые собрали в железнодорожных мастерских станции Матай.
№ 81 (17439) от 09.05.2012 Тимур БАКИЕВ, Алматы
Источник - Экспресс-К |