Главная » 2011 » Сентябрь » 25 » А.Королев: Турецкий марш. Анкара усиливает арабский вектор своей дипломатии
02:02
А.Королев: Турецкий марш. Анкара усиливает арабский вектор своей дипломатии
Активизация деятельности Турции по отношению к странам арабского мира становится демонстрацией Анкары своих намерений по занятию лидирующей позиции в регионе, охваченном военными переворотами и гражданскими войнами.
Заявления руководства страны, равно как и турне по странам Ближнего Востока, способствуют укреплению авторитета и сплочению исламских стран. Однако и здесь есть свои "за" и "против".
О том, что Анкара вынашивает политические амбиции стать "более равной среди равных", говорит тот факт, что Турция первой признала независимость стран Центральной Азии (Турция – первая страна, с которой Казахстан установил дипломатические отношения. – Ред.). Тем самым политики Анкары спешили восстановить историческое влияние своей страны, которое покоилось на общности языка и культуры.
Так, Таджикистан для Анкары не представлял большого интереса в силу ряда причин, основной из которых являлась гражданская война, ставившая фактически крест на углублении и расширении взаимовыгодного сотрудничества. В Кыргызстане череда правительственных переворотов, по-влекших за собой нестабильность социально-политической ситуации, а также участившиеся переделы собственности стали основными факторами, повлиявшими на свертывание значительной части турецких бизнес-проектов. Узбекистан в начале своего сотрудничества ожидал от Турции крупномасштабной финансово-экономической помощи и соответствующих инвестиций. Однако у Анкары дальше обещаний дело не пошло, что привело к осложнению двусторонних отношений.
Из группы стран Центрально-Азиатского региона самое пристальное внимание было уделено Казахстану. И сегодня отношения между Анкарой и Астаной развиваются поступательно и находятся на хорошем уровне. Вместе с тем на фоне США, Китая и России позиции Турции в Центральной Азии находятся на порядок ниже, что лишний раз демонстрирует уязвимость турецкого присутствия, равно как и малую перспективность планов Анкары по отношению к странам региона.
Однако события в странах исламского мира сыграли свою роль, и сегодня ближневосточный вектор во внешней политике Турции стал приоритетным направлением. Последняя инициатива Анкары по вопросу предоставления статуса суверенного государства Палестинской автономии демонстрирует всему арабскому миру потенциал Турции, которая имеет вполне очевидные намерения по расширению сферы своего влияния на страны арабского мира.
Стоит отметить, что активизация Анкары в направлении стран исламского мира произошла не сегодня и не вчера. Но наиболее открыто в этом направлении руководство Турции стало действовать с начала 2011 года. Так, в январе на III конференции послов, проходившей в Анкаре, министр иностранных дел Турции Ахмет Давутоглу в своем выступлении огласил тезис современной Турции – как "мудрой страны", подразумевая "более активные и ориентированные на результат шаги" Анкары, направленные на упрочение двусторонних отношений в регионе.
Вслед за этим турецкие делегации, возглавляемые высокопоставленными лицами страны, совершили вояж по странам арабского мира. К примеру, президент Турции Абдула Гюль посетил Йемен, а премьер-министр Реджеп Эрдоган – Кувейт и Катар.
Претензии на лидерство Анкары в регионе подтвердил премьер-министр Реджеп Эрдоган, который на турецко-кувейтском деловом форуме заявил, что "…у мусульманских стран, если они будут солидарны, есть потенциал решить проблемы, стоящие перед ними, без вмешательства других сил…". При этом становится ясно, вокруг какой страны нужно консолидироваться. Тем самым Анкара продемонстрировала, с одной стороны, свои амбиции по отношению к региону, а с другой – показала путь в направлении консолидации исламских стран.
На фоне активизации деятельности внешнеполитического ведомства страны и турецкого руководства обращают на себя внимание сферы сотрудничества, с помощью которых Анкара пытается расширить свое влияние на страны Ближнего Востока. Так, действия Анкары направлены не только в сторону экономического и политического сотрудничества, но также затрагивают и религиозную, культурную сферы. Тем самым Турция пытается объединить страны арабского мира на основе этнического единства.
Используя этническую составляющую вкупе с религиозным фактором, Турция может завоевать доверие со стороны стран арабского мира. При этом декларируемая Анкарой солидарность по религиозному признаку, во-первых, укрепляет позиции Турции в регионе, что для Анкары сегодня является задачей номер один. Во-вторых, после укрепления позиций следует их расширение, которое будет происходить параллельно с ростом авторитета Анкары среди стран арабского мира, а следовательно – постепенное занятие лидирующих позиций. В-третьих, сплочение стран вокруг Турции будет способствовать снижению влияния США, которые не в состоянии выступать с подобными инициативами.
Кроме этого нужно учитывать, что для многих стран арабского мира США воспринимаются как страна, способная лишь на проведение военных кампаний, и как следствие этого – рост нестабильности в регионе. Ну и еще назначением на руководящие посты лояльных Белому дому ставленников. При этом интересы стран региона никогда не учитывались Вашингтоном. А взамен им предлагалась только материальная по-мощь, представляющая собой хорошо отлаженный механизм по оживлению американской промышленности за счет назначения очередных заграничных получателей "гуманитарной помощи".
В случае с Анкарой ситуация представляется несколько иначе. Турция пытается объединить страны, и это ей, похоже, удается. Многие приходят к выводу, что избранная Анкарой тактика по расширению и углублению взаимоотношений с мусульманскими странами региона, в основе которых лежит солидарность по религиозному признаку, уже начала приносить свои плоды.
Вместе с тем не совсем понятна вся программа действий Турции по отношению к странам арабского мира. Так, неудачные попытки действий Анкары по отношению к республикам Центральной Азии отчетливо продемонстрировали отсутствие у Турции конкретного плана действий и, самое главное, четкого понимания того, зачем ей нужны республики региона. В результате Анкара, не имевшая перед собой ясной цели, не только не смогла ее достичь, но и снизила до минимума взаимоотношения со многими республиками Центральной Азии. Возможно, что на "азиатских уроках" Анкара сделала для себя своеобразные выводы и наметила перед собой конкретную цель по отношению к странам арабского мира.
Кроме этого, не нужно забывать, что на фоне активизации деятельности руководства Турции США тоже не станут бездействовать, видя, как из рук фактически "уплывает" целый регион. В этом случае Вашингтон наряду с контролем над Ближним Востоком теряет доступ к энергетическим запасам, являющимся стратегическим сырьем для любой страны мира, включая и сами США, а этого Белый дом не допустит.
Как следствие этого, в среднесрочной перспективе можно ожидать от Вашингтона новых инициатив, способных, с одной стороны, уменьшить влияние Турции на страны арабского мира, а с другой – повысить авторитет США. Впрочем, отсутствие у Белого дома ясного понимания своей роли в регионе способно также сыграть с Вашингтоном злую шутку, где США в очередной раз предстанут перед странами арабского мира в роли мирового жандарма, а Турция – в качестве единственного выхода из сложившейся ситуации.

Андрей КОРОЛЕВ, Алматы
21.09.2011
Источник - Литер
Категория: Международные военные новости | Просмотров: 1384 | Добавил: Marat | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Статистика

Онлайн всего: 28
Гостей: 28
Пользователей: 0
Календарь
«  Сентябрь 2011  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
   1234
567891011
12131415161718
19202122232425
2627282930