Хор голосов, призывающий американское руководство к
применению военной силы в Сирии, звучит настойчиво и достаточно громко
на протяжении последних трех месяцев. Еще 11 июня с.г. лидер так
называемого Сирийского национального совета – крупнейшего объединения
сирийской оппозиции –Абдель Бассет Сида заявил, что западные державы
должны "защитить мирных граждан от президента Асада". Причем, не
считаясь с какими-либо международными правовыми нормами: "Если Совет
Безопасности не достигнет соглашения, то некоторые страны могут начать
действовать без мандата ООН".
Напряженность в зоне сирийского
конфликта постоянно нарастает. На территории Турции действует "центр
помощи" сирийским повстанцам, организованный совместными усилиями
Анкары, Вашингтона и ряда арабских стран Персидского залива. По данным
информационного агентства Reuters, этот центр развернут в городе Адана,
расположенном неподалеку от сирийской границы. Оппозиционный Сирийский
национальный совет уже заявил, что правительства Саудовской Аравии и
Катара помогают мятежникам деньгами и оружием, а Турция, являющаяся
членом НАТО, организовала базу для снабжения и обучения боевиков
Свободной армии Сирии. Совсем рядом, кстати, возле турецкого города
Инджирлик располагается военная база ВВС США
5 сентября с.г. в
ряде влиятельных американских изданий появилась информация о том, что
США приступили к консультациям со своими союзниками по НАТО и в регионе
Персидского залива с целью разработки плана войсковой операции.
Американские СМИ пишут, что США уже придумали "демократический" предлог
для использования военной силы в Сирии. По предварительным данным, план
военной операции включает поставки дополнительного вооружения сирийской
оппозиции, создание над Сирией бесполетной зоны и, в случае "особой
необходимости", введение в Сирию наземных сил.
Уместно задать
вопрос: о какой "особой необходимости" идет речь? Ответ нетрудно найти в
опубликованном 13 сентября в Лондоне специальном докладе группы
экспертов Международного института стратегических исследований (IISS)
"Стратегическое исследование 2012: ежегодный обзор международных
отношений" (Strategic Survey 2012: The Annual Review of the World
Affairs). В этом документе подчеркивается, что Башар Асад еще долго
сможет удерживаться у власти, несмотря на давление извне и изнутри.
"Реальность такова, что многие недооценивают способность режима Асада к
выживанию", – заявил на презентации доклада старший научный сотрудник
IISS по региональной безопасности на Ближнем Востоке Эмиль Хокайем.
Особое
внимание следует обратить на важный вывод британских экспертов: в
условиях продолжающихся вооруженных столкновений между сторонниками
Асада и повстанцами в крупнейших городах "нет оснований рассчитывать на
разрешение конфликта в ближайшей перспективе".
Заметим, что
фактическая обстановка в Сирии подтверждает данный вывод: сирийские
правительственные войска продолжают успешную операцию по разгрому
незаконных вооруженных формирований в стратегически важном городе
Алеппо, боевики отступают к турецкой границе. Любому военному ясна
причина перехода конфликта в затяжную стадию. Дело в том, что войска
Асада обладают абсолютным превосходством над боевиками в тяжелом
вооружении – танках, бронетранспортерах, артиллерии; обладают
мобильностью, которая позволяет быстро концентрировать ударные
группировки в любом необходимом пункте и, самое главное, имеют надежную
поддержку с воздуха. Таким образом, у оппозиции существует единственная
надежда на перелом ситуации – это прямое военное вмешательство западных
держав.
Следует упомянуть прочие серьезные причины,
подталкивающие американское руководство к принятию решения в пользу
проведения войсковой операции в Сирии. Прежде всего, успешное "военное
урегулирование" сирийского конфликта существенно улучшит общие
стратегические позиции США на Ближнем Востоке, продемонстрирует и
союзникам, и противникам мощь Соединенных Штатов, их способность
контролировать ситуацию в регионе.
Как представляется, вероятный
сценарий войсковой операции США в Сирии может быть следующим. Собственно
военным действиям будет предшествовать усиление
политико-дипломатического давления, широкая
информационно-пропагандистская кампания, а также применение
дополнительных санкций с целью подрыва экономического потенциала
противника, включая полную морскую блокаду сирийского побережья. Первым
этапом боевых действий станет воздушная война.
США и их союзники
имеют все необходимые возможности сосредоточить на базах ВВС по
периметру границ Сирии значительную авиационную группировку (только на
территории сопредельной Турции расположены три базы ВВС США).
Кроме
того, действия этой группировки могут быть поддержаны многочисленными
соединениями авианосной авиации Шестого флота, а также
ракетно-артиллерийскими ударами боевых кораблей. Прежде всего, целью
воздушной войны станет подавление сирийской системы ПВО, которая
представляет собой достаточно крепкий орешек по сравнению, скажем, с
ливийской. К числу других целей следует отнести уничтожение сирийской
авиации, удары по основным штабам, военным базам и иным стратегическим
объектам инфраструктуры. Воздушная операция будет скоординирована с
проведением наземных операций силами спецподразделений для "точечных"
ударов и подготовки основной фазы операции вторжения. Сроки проведения
воздушной войны могут быть различными – от одного до трех-четырех
месяцев, пока американское командование не посчитает, что ее основные
цели достигнуты.
Второй этап войсковой операции будет включать
действия сухопутных сил на сирийской территории. Для его осуществления
США могут в полной мере использовать свое превосходство на море.
Поскольку американские войска неоднократно совершали крупномасштабные
десантные операции на Ближнем Востоке (Ливан 1958 и 1982 гг., Ирак 1991 и
2003 гг.), оптимальным можно считать решение о высадке сухопутной
группировки с кораблей Шестого флота. При этом США будут в состоянии
обеспечить полное прикрытие высаживающихся войск с воздуха и с моря.
Нельзя исключать, что планом вторжения будет также предусмотрена
выброска воздушных десантов. С севера поддержку американским войскам
может оказать турецкая армия.
Более того, участие одной, либо
нескольких арабских стран в войсковой операции против Сирии является
абсолютно необходимым условием, так как позволит создать соответствующий
легитимный фон для действий США в глазах населения мусульманских стран.
Принимая
во внимание обширный опыт подобных операций, американским войскам будет
нетрудно провести стремительные наступательные операции во
взаимодействии с вооруженными формированиями сирийской оппозиции.
Боевики, например, могут, при посильном участии спецподразделений армий
НАТО, попытаться устроить вооруженные мятежи в контролируемых
правительственными войсками населенных пунктах, расчищая таким образом
дорогу основным силам вторжения. После захвата Дамаска и других
важнейших городов будет объявлено о создании "временного переходного
правительства", политический курс которого будет полностью
соответствовать стратегическим интересам США в регионе.
При
беспристрастном анализе военного потенциала сирийской армии следует
признать, что она будет не в состоянии оказывать длительное
сопротивление силам вторжения в условиях значительного превосходства
последних в вооружении и боевой технике, а также их полного господства
на море и в воздухе. Тем не менее, в Вашингтоне и Брюсселе не спешат
"нажимать на кнопку", хотя положение сирийской оппозиции становится все
более тяжелым. Любопытно отметить, что упомянутый выше доклад IISS,
весьма прозрачно подталкивающий к военному решению, содержит следующий
примечательный фрагмент: "Иностранная интервенция все еще обсуждается,
но выглядит отдаленной". В чем же причина подобных колебаний западных
политиков и военных?
Есть одно важное обстоятельство, о котором предпочитают молчать западные средства массовой информации.
Решение
на проведение войсковой операции против Сирии, при всех внешне
обеспеченных на успех перспективах, несет в себе колоссальные риски и
связано с последствиями, просчитать которые до конца невозможно.
Прежде
всего, американским военным и политическим стратегам приходится
считаться с тем, что обстановка в Сирии обладает рядом особенностей,
исключающих пресловутый "ливийский сценарий". Напомним, что режим
Каддафи оказался с объединенными силами НАТО и оппозиции один на один,
никто ему в военном отношении не помог. Сирийский же конфликт выходит за
пределы собственно Сирии – де-факто это поле битвы двух противостоящих
военных блоков: с одной стороны США и их союзники, с другой – Иран и
стоящий за его спиной Китай. Еще в 2008 г. Збигнев Бжезинский, ныне
занимающий в администрации Обамы пост советника по вопросам
безопасности, сделал неутешительный для американской стратегии вывод:
"Политический сдвиг на Ближнем Востоке от Америки к Китаю создает прямую
угрозу доминированию Атлантического сообщества. Поэтому есть срочная
необходимость фундаментальной ревизии американского подхода к проблемам
Ближнего Востока". За этой витиеватой формулировкой скрывается вполне
определенное предостережение: извлечь уроки из ошибок эпохи Буша и
остановить постоянное втягивание США в новые конфликты в этом
взрывоопасном регионе. Напомним, что 2 сентября глава отдела по культуре
и пропаганде Корпуса стражей исламской революции Мохаммад Али Ассуди
недвусмысленно заявил, что Иран предпримет ответные действия в случае
военного вмешательства США в сирийский конфликт: "Если США и их союзники
нападут на Сирию, то Иран предпримет ответные действия, которые
приведут к разгрому США. В случае американской агрессии против Сирии
вступит в силу совместный военный договор с сирийскими союзниками".
В
2006 г. между Ираном и Сирией был заключен секретный договор о
сотрудничестве, положения которого, равно как и состав участников, до
сих пор остаются неизвестными.
Американцы сами признали, что
располагают вескими доказательствами участия Ирана в сирийском конфликте
на стороне Башара Асада (признание прозвучало из уст заместителя
госсекретаря по политическим вопросам Венди Шермана 17 августа). Более
того, несколькими днями раньше Белый дом обвинил ливанское
террористическое движение "Хезболла" в оказании военной помощи
правительству Сирии. Таким образом, американским войскам на сирийской
территории предстоит столкнуться с фактически оформившейся коалицией,
располагающей значительными ресурсами для ведения войны. Причем боевые
действия могут пойти по наихудшему для США сценарию: боевики уйдут в
подполье и навяжут американским солдатам диверсионно-террористическую
войну на истощение, которая, как показал опыт Афганистана и Ирака, может
продолжаться годами.
Несомненно, что военная кампания в Сирии
практически единовременно приведет США к новой войне – с Ираном. Кроме
того: чтобы обеспечить южный фланг действующей армии американцам
придется предпринимать какие-то военные меры против господствующей в
Ливане "Хезболлы". Следовательно, возникнет угроза втягивания США в
перманентные военные конфликты, к чему ни американская армия, ни
американская экономика совершенно не готовы.
Следующий момент:
для США крайне важно провести не только быструю войсковую операцию
методом блицкрига, но и, самое главное, сохранить ограниченный,
локальный характер конфликта. А вот гарантий для этого важнейшего
условия быть не может, поскольку и без американского вторжения в войну
уже начинают потихоньку втягиваться Турция и Саудовская Аравия. Ввод
американских войск приведет только к дальнейшей эскалации и совершенно
неконтролируемому распространению конфликта на огромную территорию.
Сирия превратится в своего рода "воронку", которая будет втягивать в
себя все новые сопредельные государства, что может привести к вспышке
общерегиональной войны. О вероятности такого хода событий
свидетельствует и появившаяся еще 19 июля с.г. на страницах New York
Times информация о том, что Израиль готовит военную операцию на
территории Сирии. Как известно, Обама выступает против израильской
наступательной операции, указывая, что она может быть использована
Асадом для мобилизации сирийцев и арабов под лозунгом "борьбы с
сионистской агрессией".
Однако нынешний премьер-министр Израиля
Биньямин Нетаньяху неоднократно демонстрировал свою абсолютную
политическую непредсказуемость вкупе с радикальными сионистскими
взглядами.
Излишне говорить о том, что вторжение Израиля в Сирию
сыграет роль канистры бензина, брошенной в костер, и вслед за Ближним
Востоком в орбиту боевых действий начнут втягиваться более отдаленные
регионы. В итоге пожар войны охватит всю огромную территорию, которую
Збигнев Бжезинский определяет характерным термином "Глобальные Балканы".
Подчеркнем, что в своей книге "Последний шанс" Бжезинский
предупреждает: "Глобальные Балканы могут стать болотом, из которого
Америка будет уже не в состоянии выбраться".
Военное
вмешательство США в сирийский конфликт может создать серьезные проблемы
не только для самих США, но и для их ближневосточных союзников. Король
Иордании Абдалла II уже выразил обеспокоенность вероятностью "распада
Сирии". "Это опасно не только для единой Сирии. Конфликт может
перекинуться на соседние страны со схожим религиозным составом", –
подчеркнул он в интервью журналисту агентства Франс Пресс 12 сентября.
Еще большие опасения высказывают в Анкаре. 14 сентября премьер-министр
Турции Тайип Эрдоган заявил о "недопустимости распространения
вооруженного конфликта в Сирии на другие государства региона".
Дело
в том, что 3 августа турецкий Центр стратегических исследований
"Бильгесам" провел социологический опрос, по итогам которого 20%
респондентов заявили об угрозе распада Сирии, в результате чего на
границах Турции может появиться курдское государство.
Наконец,
еще один крайне негативный фактор военного вторжения США в Сирию
напрямую связан с событиями последних дней – невиданными по масштабам и
размаху нападениями на американские дипломатические представительства по
всему миру. Произошедшее вынудило США направить два боевых корабля к
берегам Ливии, в которой, как считали в Белом доме, правит якобы
"проамериканское" правительство. Очевидно, что американским стратегам
придется сделать из этих событий вывод применительно к ситуации в Сирии.
Проще говоря, у американцев нет никаких гарантий, что в результате
свержения Башара Асада на его место не придут оголтелые исламисты,
которые немедленно объявят Вашингтону "джихад". Со всеми вытекающими
последствиями. Словом, может создаться парадоксальная ситуация, когда
армия США проложит дорогу во власть смертельным врагам самих США. На эти
грабли американцы уже неоднократно наступали – и когда помогли
"демократической революции" в Египте, свергнувшей их верного союзника
Хосни Мубарака, и когда заявляли о "нарушениях прав человека" и
"политических репрессиях" в Катаре, едва не свалив правительство,
обеспечивавшее американскому Пятому флоту главную стратегическую базу в
Персидском заливе.
В качестве завершающего штриха к этой картине
приведем данные опроса общественного мнения, проведенного месяц назад в
США Чикагским советом по глобальным вопросам.
Согласно
результатам опроса, за направление в Сирию американских войск выступили
лишь 14% опрошенных, тогда как 81% – высказались против.
Нанесение
авиаударов по объектам сирийской ПВО поддержали бы не более 22%
американцев, а поставки сирийской оппозиции оружия и боеприпасов – около
27% опрошенных. Все эти цифры ясно показывают, что наиболее
предпочтительным и безопасным для США образом действий в отношении Сирии
стал бы вариант политического урегулирования. Остается надеяться, что
здравый смысл возобладает в Соединенных Штатах, что позволит вовремя
остановиться на пути, который прямо ведет и их самих, и, по большому
счету, весь остальной мир к скатыванию в пропасть новой мировой войны.
Специально для Столетия Артем Ивановский
Источник - Столетие.Ру
|