Пропаганда, психологическая война всегда играли
важную роль во внутренних и внешних конфликтах. Вместе с тем с
возникновением "информационного общества" значение этого средства борьбы
существенно возросло. Газеты, радио, телевидение, Интернет породили
ежечасно обрушивающиеся на население потоки информации. Поступающие
сообщения сразу же анализируются, препарируются, комментируются и
распространяются в реальном времени.
Ярким примером тому являются
события, происходящие в арабских странах. Они были порождены целым
комплексом экономических, социальных, политических, идеологических
причин. Но свою лепту в них внесли и современные масс-медиа.
Немалую
роль в формировании предпосылок массовых выступлений сыграло
спутниковое телевидение. Телепередачи внедряли в общественное сознание
представления о роскошной жизни, которой наслаждается, де, население
стран Запада. Результат не заставил себя ждать. У многомиллионных масс
молодежи, сравнивавшей собственную бедность с процветанием западных
государств, возник разрыв между ожиданиями благосостояния и
действительностью.
Это рельефно видно на примере Египта, где за
30 лет пребывания у власти президента Хосни Мубарака валовой внутренний
продукт (ВВП), исчисленный по паритету покупательной способности,
вырос в 4,5 раза – со 100 млрд до 450 млрд долл., что стало одним из
лучших показателей для стран третьего мира [1]. Удалось достичь
снижения разрыва между доходами богатой и бедной части населения: лишь в
23 государствах социальное неравенство было ниже, чем в АРЕ, и по
данному показателю Египет существенно опередил такие страны, как США,
Китай или Россия[2]. Были достигнуты реальные результаты в борьбе с
коррупцией, которая снизилась до уровня Индии, Греции и Китая, т. е. до
уровня, намного более низкого чем, например, в РФ[3]. Но при этом
освещение экономических и социальных успехов АРЕ сводилось к публикации в
печати сухих статистических данных, что не производило должного
пропагандистского эффекта. В результате у египтян стали преобладать
настроения, что Х.Мубарак ничего не делает для страны, что не только
нефтедобывающие государства Персидского залива, но даже Малайзия
существенно опередили ее в экономическом развитии, что Египет потерял
роль лидера в арабском мире и Африке[4]. Негативные последствия имело и
то, что Х.Мубарак и его окружение не придавали значения политической
рекламе, не понимали, что в нынешнем мире образ главы государства
является товаром, который нужно преподносить массам в соответствующей
упаковке, отрабатывая все детали - выражение лица, голос, костюм и т.
п.[5].
После же начала антиправительственных выступлений в
арабских странах была устроена, как констатирует руководитель Центра
"Российско-арабский диалог" ИВ РАН А.З.Егорин, настоящая "электронная
Хиросима", впервые осуществлявшаяся столь массированно и эффективно[6].
Пропагандистские кампании против неугодных Западу руководителей
государств строятся по одному образцу. Средства массовой информации
(СМИ) создают образ кровавого диктатора, возглавляющего коррумпированный
и основанный на непотизме режим и жестоко подавляющего стремление
собственного народа к демократии. Такой режим поддерживает терроризм и
стремится обзавестись оружием массового уничтожения, которое он мечтает
применить против других стран. Попытки полиции и армии воспрепятствовать
дестабилизации обстановки (что является прямым долгом любого
правительства в любой стране) преподносятся как война на уничтожение
мирного населения. Чтобы ни делал такой режим для выправления ситуации,
осуществляемые им реформы характеризуются как запоздавшие и призванные
лишь ввести в заблуждение мировое сообщество. Преступления "борцов за
свободу" замалчиваются, а воздушные бомбардировки показываются крайне
редко и в качестве примеров "точечных ударов". Когда же речь идет о
выступлениях против режимов, лояльных Западу, то акценты смещаются –
упор в СМИ делается на ограниченном характере протестов и на стремлении
правителей соответствующих стран осуществить политические реформы и
улучшить социальную ситуацию.
Основная роль в пропагандистской
войне отводится спутниковому телевидению, создающему стереотипы и
внедряющему их в массовое сознание. Ведущее место в этом отношении
принадлежит "Аль-Джазире" и "Аль-Арабийе", передачи которых на арабском и
английском языках, призванные породить симпатии к восставшим, стали
важнейшим источником информации как для арабских стран, так и для
западного мира. Эффективность ТВ предопределяется, во-первых, его
широким распространением и, во-вторых, воздействием зрительного ряда,
который навязывает зрителю "картинку", не оставляя времени для анализа
обрушивающейся на него информации. С учетом этого можно лишь согласиться
с мнением профессора Бамбергского университета А.Юнгерра, что "если
социальные сети мобилизовывали людей на протестные действия и выход на
улицы, то настоящими "структурами", которые "двигали" эти революции
стали именно спутниковые электронные СМИ"[7].
Что касается
Интернета, то он сыграл немаловажную роль в происходящих событиях, хотя
эту роль и не следует абсолютизировать. Здесь необходимо прежде всего
иметь в виду, что уровень охвата всемирной сетью населения арабских
стран является довольно низким – в Египте доступ к ней с личных
компьютеров имеет 24% населения, а в Ливии – 6%, в то время как,
например, в США – 81%. Вместе с тем на Ближнем Востоке и в Северной
Африке среди пользователей Интернета преобладают молодежь и
политическая, деловая и культурная элиты, т. е. наиболее активная
социально часть общества.
Интернет выполняет двойную функцию.
Во-первых, через него осуществляется информирование населения о природе
выступлений и о развитии ситуации, что позволяет протестующим
противодействовать пропаганде властей. Правда, при этом открываются
широкие возможности для подтасовки фактов. Во-вторых, социальные сети
используется в организационных целях для распространения сведений, где и
когда демонстрантам следует собираться, какими будут маршруты
следования, надо ли быть готовыми к столкновениям с полицией и т. п.
Раньше, например, во время Исламской революции в Иране, такая информация
распространялась по телефонам. Но Интернет существенно ускорил передачу
сведений, позволив обеспечить их широкое распространение. В Тунисе
левые активисты сумели 19 января 2011 г. с помощью соцсетей собрать 35
тыс. своих сторонников, а когда 25 января 2012 г. на площади Каира вышли
десятки тысяч человек, сами организаторы марша были удивлены их
многочисленностью[8].
Но при этом не следует упускать из виду,
что сообщения Интернета только выглядят как стихийные. По оценке
кандидата физико-математических наук М.В.Лысенко и главного научного
сотрудника Института социологии РАН А.А.Давыдова, проанализировавших
информацию, размещавшуюся в Твиттере во время событий в Египте, данная
сеть была тогда "близка к классу упорядоченных (регулярных) сетей, в
которой несколько участников осуществляли активное информационное
взаимодействие"[9], в то время как по мнению обозревателя портала
"Лента.ру" А.Ефимова, самые популярные "революционные" микроблоги вели
журналисты, умеющие профессионально отбирать и обрабатывать информацию в
заданном ключе[10].
С другой стороны, вряд ли можно согласиться с
утверждениями СМИ, что события в арабском мире были чуть ли не
порождены Интернетом, став первой твиттерной революцией. Пропаганда
всегда играла важную роль в революционных выступлениях, выступая как их
катализатор. Но революционная ситуация возникала не под воздействием
пропаганды, а в силу объективных причин. Да и массовый характер
выступления приобретали в прошлом неоднократно и к тому же без всякого
Интернета. Достаточно вспомнить о захлестнувших почти всю Европу волнах
революций 1848-1849 гг. и 1917-1918 гг.
Дезинформация традиционно
и совершенно обосновано рассматривалась как важное средство
психологической войны, однако сейчас она превратилась в средство
важнейшее. Во время арабской смуты ложь пронизывала весь диапазон
новостей – от сообщений о характере выступлений и развитии обстановки на
местах до репортажей о судьбе тех или иных индивидов. Обращает на себя
внимание, что все дезинформационные кампании строятся по одному образцу.
Сообщения о массовых мирных демонстрациях, которые беспощадно
подавляются режимом, перемежаются с утверждениями о триумфальном
вступлении "революционеров" в те или иные города, о переходе на их
сторону частей и подразделений правительственных войск и о готовящемся
(или уже произошедшим) бегстве из страны "кровавого диктатора".
Одновременно манифестации в поддержку режима преподносятся как
демонстрации протеста против политики властей. Выдумываются никогда не
существовавшие люди, над которыми якобы учинена зверская расправа (в
качестве примера можно привести изобретенную масс-медиа сирийскую
блогершу Амину Арраф, которую, де, "похитил сирийский режим в
Дамаске")[11]. По телевидению и Интернету распространяются целые
инсценировки, например о взятии повстанцами Триполи уже 21 августа 2011
г. с показом ликующей толпы на Зеленой площади, хотя центр города,
включая Зеленую площадь, вплоть до 24 августа находился в руках
правительственных Сил вооруженного народа. Об эффективности развернутой в
начале событий в Ливии кампании дезинформации свидетельствует принятие
Советом Безопасности резолюций 1970 и 1973 на основании, похоже,
сообщений не посольств стран-членов СБ в Триполи, а "Аль-Джазиры" и
других телеканалов, утверждавших, что ливийская авиация наносит удары по
мирным демонстрациям и это привело к гибели в Киренаике 6 тыс.
гражданских лиц (на самом деле, как выяснилось позже, никаких ударов с
воздуха по манифестантам не было, а общее число жертв столкновений на
востоке ВСНЛАД составило менее 200 человек)[12]. Искажающие истинное
положение дел новости нацеливаются на подрыв веры населения в прочность
положения главы государства, которого покидают его ближайшие соратники. В
качестве примера достаточно привести растиражированное СМИ в августе
2012 г. лживое утверждение о бегстве в Иорданию вице-президента САР
Фарука Шараа. Дезинформация используется, наконец, как средство подрыва
морального духа правительственных сил. Так, эту цель во время боев за
Триполи преследовали – и частично достигли – не соответствовавшие
действительности сообщения о захвате в плен сыновей Муаммара Каддафи -
Сейф аль-Ислама, Мухаммеда и Саади и капитуляции защищавшей казармы
Аль-Азизийя Гвардии Джамахирийи.
Х Х Х
Арабская смута
продемонстрировала, таким образом, значимость и высокую эффективность
современных информационных технологий. И было бы, как представляется,
крайне опасной ошибкой надеяться, что "электронное цунами" будет
обходить стороной Россию. В 2008 г. РФ уже стала объектом массированной
информационной атаки, построенной по тому же принципу, что и
пропагандистские кампании против Югославии в 1999 г., Ирака в 2003 г.,
Ливии в 2011 г. и Сирии в 2012 г. Достаточно, видимо, напомнить, что
снятый тогда российским ТВ документальный фильм об утюживших Цхинвали
грузинских танках, от которого, по словам итальянских исследователей
Дж.Пьезо и П.Кабраса, "до сих пор стынет кровь в жилах",
демонстрировался западными телеканалами как репортаж о русской танковой
атаке на Гори[13].
К сожалению не все российские СМИ оказались
на высоте в связи с нынешними событиями в арабском мире. Один из
очевидцев происходившего в 2011 г. в Ливии обращал внимание на
стремление к "дешевой сенсации" московского ТВ, "повторявшего вслед за
"Джазирой" и прочими порой просто идиотские сообщения […> Мы,
оставшиеся тут, - указывал очевидец, - не смотрим больше российские
каналы. С таким же успехом и большей пользой для языковых навыков можно
смотреть Pentagon Channel".
В связи с этим закономерно возникает
вопрос, будет ли – и в какой мере - Россия готова отразить неизбежную
пропагандистскую атаку в случае, если она вновь окажется втянутой в
какую-либо конфликтную ситуацию.
----------------------------------------
[1] Коротеев А.В., Зинькина Ю.В. Египетская революция 2011 г. // Азия и Африка сегодня, №6, 2011, с. 10. [2] Там же, с 13.
[3] Там же, с. 11.
[4]
Карпачева О.В. Отсутствие политического PR как фактор египетской
революции. - В кн.: Арабская весна 2011 года. М., 2012, с. 304-305.
[5]
См.: Холхина М.М. Информационное пространство социокультурной
идентичности – на: http://www.iskisp.ru/library/knyazeva_mm/
knyazeva-000004.html
[6] Егорин А.З. Свержение Муаммара Каддафи. М., 2012, с 35.
[7]
Юнгерр А. Роль социальных сетей в организации "арабской весны". //
Memoid – на: http://www.memoid.ru/node/Rol_socialnyh_setej_v_
organisazii_arabskoj_vesny
[8] См.: Цирель С.В. Революции, волны революций и арабская весна. - В кн.: Арабская весна 2011 года, с. 153.
[9] Лысенко М.В., Давыдов А.А. Египетская революция в твиттере – безмасштабная сеть? – Там же, с.311.
[10] Юнгерр А. Роль социальных сетей в организации "арабской весны"…
[11] См.: Кьеза Дж., Кабрас П. Глобальная матрица. М., 2012, с. 202.
[12]
Lussato C. Libye: Amnesty conteste le nombre des victimes et accuse les
rebelles. // Le Nouvel Observateur, 17.06.2011 – á:
http://tempsreel.nouvelobs.com/actualite/monde/20110914.OBSO
[13] Кьеза Дж., Кабрас П. Глобальная матрица, с. 184.
24 сентября, 2012 | Автор: Подцероб А.Б. |
Источник - Институт Ближнего Востока
|