Главная » 2011 » Сентябрь » 25 » Э.Абдыразаков: А нужна ли Кыргызстану "китайская" железная дорога на своей территории?
01:21
Э.Абдыразаков: А нужна ли Кыргызстану "китайская" железная дорога на своей территории?
Ташкент и Бишкек пытаются договориться

Накануне президентских выборов кыргызско-узбекские взаимоотношения вступают в новую фазу.

Едва заметное охлаждение между Кыргызстаном и Узбекистаном произошло после прошлогоднего межэтнического конфликта в Ошской и Джалал-Абадской областях.

В гостях у радио "Азаттык" политолог и руководитель аналитического центра "Антикризис" Эркин Абдыразаков.

"Азаттык": Когда отношения между двумя странами начнут нормализоваться, и каких шагов ждут они друг от друга?

Абдыразаков: Сейчас в преддверие президентских выборов нас всегда волнуют кыргызско-узбекские отношения на государственном уровне. Почему? Да, потому что все наши экономические связи с другими странами находятся на уровне водных, газовых, пограничных и таможенных проблем.

В последнее время мы больше внимания уделяем не геополитическим вопросам, а больше приграничным. Надо признать, что отношения между нашими странами в последние годы осложнились. Одна из причин - создание в Баткене военной базы ОБСЕ и увеличение российского военного присутствия в Оше. Все это вызывает беспокойство у официального Ташкента.

Во-вторых, это вмешательство Узбекистана во внутренние дела Кыргызстана. Особенно тогда, когда недипломатично комментируются определенные ситуации и проблемы. Например, мол "вода ваша от Всевышнего и природы", поэтому вы не можете ее продавать. Но, скажите на милость, а откуда они берут тогда нефть и газ? Самое интересное, что в нашей стране есть запасы и нефти, и газа. Этими месторождениями очень заинтересовался российский "Газпром".

В-третьих, это бурные дебаты на межгосударственном уровне вокруг строительства Камбаратинской ГЭС-2. Если бы мы провели до конца все работы по деятельности ЛЭП "Датка", то мы перестали бы зависеть от рубильника, который находится в Ташкенте.

"Азаттык": Как вы думаете, как долго будут продолжаться эти отношения, которые напоминают игры в пинг-понг. "Ты мне - я тебе". Тем более после прошлогодних трагических событий они немного охладели и, кстати говоря, государственная граница между странам до сих пор не открыта.

Абдыразаков: Вы правильно отметили, что приграничные вопросы сегодня сильно влияют на двухсторонние отношения, как на уровне правительств, так и отражаются на простых гражданах.

Кыргызско-узбекская граница в Ноокенском районе Джалал-Абадской области.
Узбекская сторона ввела такое правило. Если хочешь поехать на похороны близкому тебе человеку, то человек обязан показать справку о смерти родственника и телеграмму пограничникам, чтобы они тебя пропустили. Что за абсурд? Как можно достать такую справку, если ты сам едешь на похороны к этому человеку? Из-за этих правил - многие жители приграничных районов не могут попасть на похороны и поминки своих родственников.

Из-за этих отношений практически прекратилась традиция сватовства между представителями двух родственных народов, потому что в этом году мы были свидетелями, как из-за отсутствия гражданства и паспорта власти соседней страны просто-напросто разрушили спокойную жизнь нескольким семьям. Живя столько лет в этой стране, они в один миг стали изгоями.

Хочу напомнить, что до сих пор не выполняется ни один пункт межгосударственного договора о сотрудничестве и вечной дружбе между Кыргызстаном и Узбекистаном, подписанный в начале 2000 года. До сих пор не разрешен спор вокруг газовых месторождений в Баткене, который эксплуатируется узбекскими газовыми компаниями.

Официальный Ташкент игнорирует все наши обращения. Кроме этого, фермеры Узбекистана использовали наши пастбища, а также реализовали свою сельскохозяйственную продукцию через нас. Но из-за закрытия границ они тоже пострадали, потому что потеряли постоянные рынки сбыта.

"Азаттык": Получается, что между нашими странами есть условно говоря, только договор о поставке газа и слабая приграничная торговля. До каких пор наши отношения будут развиваться только в этой плоскости?

Абдыразаков: Мне кажется, что после апрельских событий у узбекских властей возникли некие опасения, что волнения могут перекинуться на них, а сейчас, они просто ни во что не ставят кыргызские власти. Наверное, после президентских выборов, когда к власти придет новый глава государства и будет сформировано новое правительство, официальный Ташкент будет обязан с ними считаться.

Если правительству Алмазбека Атамбаева удастся договорится с Пекином насчет железной дороги из Китая в Узбекистан через Кыргызстан, то узбекскому правительству в обязательном порядке придется считаться с кыргызскими властями. С другой стороны появляется вопрос, а нужна ли нам сейчас это железная дорога? Потому что жители Нарынской и Иссыккульской областей против ее строительства. По их словам, за ней начнется масштабная китайская экономическая экспансия. В этих областях недавно прошли массовые акции протеста против деятельности китайских горнодобывающих компаний.

Кстати говоря, узбеки с самого начала говорили, что сами будут строить свою часть железной дороги без китайцев, в отличие от нас. В нашем случае будет наплыв 50-ти тысяч рабочей силы из Китая, которые намерены строить железную дорогу в Ошской области.
16.09.2011
Замира Кожобаева
Источник - rus.azattyk.kg
Категория: Международные военные новости | Просмотров: 1224 | Добавил: Marat | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Статистика

Онлайн всего: 6
Гостей: 6
Пользователей: 0
Календарь
«  Сентябрь 2011  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
   1234
567891011
12131415161718
19202122232425
2627282930