Главная » 2011 » Сентябрь » 25 » Э.Абдыразаков: А нужна ли Кыргызстану "китайская" железная дорога на своей территории?
01:21 Э.Абдыразаков: А нужна ли Кыргызстану "китайская" железная дорога на своей территории? | |
Ташкент и Бишкек пытаются договориться Накануне президентских выборов кыргызско-узбекские взаимоотношения вступают в новую фазу. Едва заметное охлаждение между Кыргызстаном и Узбекистаном произошло после прошлогоднего межэтнического конфликта в Ошской и Джалал-Абадской областях. В гостях у радио "Азаттык" политолог и руководитель аналитического центра "Антикризис" Эркин Абдыразаков. "Азаттык": Когда отношения между двумя странами начнут нормализоваться, и каких шагов ждут они друг от друга? Абдыразаков: Сейчас в преддверие президентских выборов нас всегда волнуют кыргызско-узбекские отношения на государственном уровне. Почему? Да, потому что все наши экономические связи с другими странами находятся на уровне водных, газовых, пограничных и таможенных проблем. В последнее время мы больше внимания уделяем не геополитическим вопросам, а больше приграничным. Надо признать, что отношения между нашими странами в последние годы осложнились. Одна из причин - создание в Баткене военной базы ОБСЕ и увеличение российского военного присутствия в Оше. Все это вызывает беспокойство у официального Ташкента. Во-вторых, это вмешательство Узбекистана во внутренние дела Кыргызстана. Особенно тогда, когда недипломатично комментируются определенные ситуации и проблемы. Например, мол "вода ваша от Всевышнего и природы", поэтому вы не можете ее продавать. Но, скажите на милость, а откуда они берут тогда нефть и газ? Самое интересное, что в нашей стране есть запасы и нефти, и газа. Этими месторождениями очень заинтересовался российский "Газпром". В-третьих, это бурные дебаты на межгосударственном уровне вокруг строительства Камбаратинской ГЭС-2. Если бы мы провели до конца все работы по деятельности ЛЭП "Датка", то мы перестали бы зависеть от рубильника, который находится в Ташкенте. "Азаттык": Как вы думаете, как долго будут продолжаться эти отношения, которые напоминают игры в пинг-понг. "Ты мне - я тебе". Тем более после прошлогодних трагических событий они немного охладели и, кстати говоря, государственная граница между странам до сих пор не открыта. Абдыразаков: Вы правильно отметили, что приграничные вопросы сегодня сильно влияют на двухсторонние отношения, как на уровне правительств, так и отражаются на простых гражданах. Кыргызско-узбекская граница в Ноокенском районе Джалал-Абадской области. Узбекская сторона ввела такое правило. Если хочешь поехать на похороны близкому тебе человеку, то человек обязан показать справку о смерти родственника и телеграмму пограничникам, чтобы они тебя пропустили. Что за абсурд? Как можно достать такую справку, если ты сам едешь на похороны к этому человеку? Из-за этих правил - многие жители приграничных районов не могут попасть на похороны и поминки своих родственников. Из-за этих отношений практически прекратилась традиция сватовства между представителями двух родственных народов, потому что в этом году мы были свидетелями, как из-за отсутствия гражданства и паспорта власти соседней страны просто-напросто разрушили спокойную жизнь нескольким семьям. Живя столько лет в этой стране, они в один миг стали изгоями. Хочу напомнить, что до сих пор не выполняется ни один пункт межгосударственного договора о сотрудничестве и вечной дружбе между Кыргызстаном и Узбекистаном, подписанный в начале 2000 года. До сих пор не разрешен спор вокруг газовых месторождений в Баткене, который эксплуатируется узбекскими газовыми компаниями. Официальный Ташкент игнорирует все наши обращения. Кроме этого, фермеры Узбекистана использовали наши пастбища, а также реализовали свою сельскохозяйственную продукцию через нас. Но из-за закрытия границ они тоже пострадали, потому что потеряли постоянные рынки сбыта. "Азаттык": Получается, что между нашими странами есть условно говоря, только договор о поставке газа и слабая приграничная торговля. До каких пор наши отношения будут развиваться только в этой плоскости? Абдыразаков: Мне кажется, что после апрельских событий у узбекских властей возникли некие опасения, что волнения могут перекинуться на них, а сейчас, они просто ни во что не ставят кыргызские власти. Наверное, после президентских выборов, когда к власти придет новый глава государства и будет сформировано новое правительство, официальный Ташкент будет обязан с ними считаться. Если правительству Алмазбека Атамбаева удастся договорится с Пекином насчет железной дороги из Китая в Узбекистан через Кыргызстан, то узбекскому правительству в обязательном порядке придется считаться с кыргызскими властями. С другой стороны появляется вопрос, а нужна ли нам сейчас это железная дорога? Потому что жители Нарынской и Иссыккульской областей против ее строительства. По их словам, за ней начнется масштабная китайская экономическая экспансия. В этих областях недавно прошли массовые акции протеста против деятельности китайских горнодобывающих компаний. Кстати говоря, узбеки с самого начала говорили, что сами будут строить свою часть железной дороги без китайцев, в отличие от нас. В нашем случае будет наплыв 50-ти тысяч рабочей силы из Китая, которые намерены строить железную дорогу в Ошской области. 16.09.2011 Замира Кожобаева Источник - rus.azattyk.kg | |
|
Всего комментариев: 0 | |
Категории раздела
Международные военные новости [1613] |
Казахстанские военные новости [1986] |
Статьи по выживанию [3] |
Фильмы художественные [23] |
Фильмы документальные [14] |
Музыка [16] |
Архив записей
- 2011 Январь
- 2011 Февраль
- 2011 Март
- 2011 Апрель
- 2011 Май
- 2011 Июнь
- 2011 Июль
- 2011 Август
- 2011 Сентябрь
- 2011 Октябрь
- 2011 Ноябрь
- 2011 Декабрь
- 2012 Январь
- 2012 Февраль
- 2012 Март
- 2012 Апрель
- 2012 Май
- 2012 Июнь
- 2012 Июль
- 2012 Август
- 2012 Сентябрь
- 2012 Октябрь
- 2012 Ноябрь
- 2012 Декабрь
- 2013 Январь
- 2013 Февраль
- 2013 Март
- 2013 Май
- 2013 Июнь
- 2013 Июль
- 2013 Август
- 2013 Сентябрь
- 2013 Октябрь
- 2013 Ноябрь
- 2013 Декабрь
- 2014 Январь
- 2014 Май
- 2015 Февраль
- 2015 Март
- 2015 Октябрь
- 2016 Январь
- 2017 Январь