Главная » 2012 » Сентябрь » 19 » Генерал М.Ниязов: Курс на Россию. Кыргызская внешняя политика совершенно неустойчива, непредсказуема и...
14:45
Генерал М.Ниязов: Курс на Россию. Кыргызская внешняя политика совершенно неустойчива, непредсказуема и...
В гостях у редакции информационно-аналитического портала RUS.kg побывал экс-секретарь Совета безопасности Кыргызской Республики Мирослав Ниязов, который поделился своим видением сложившейся в стране ситуации.

- Мирослав Джумабекович, как Вы оцениваете сложившуюся обстановку в Кыргызстане?

Кыргызстан представляет собой безнадежно тонущий корабль. Национальный бюджет трещит по всем швам. При доходной части $2 млрд., дефицит бюджета уже превысил 500 млн. долларов. Внешнеторговый оборот в $ 5,5 млрд. уже имеет отрицательный торговый баланс в размере $2 млрд. Внешний долг достиг $3 млрд., а внутренний составил порядка $400 млн. За годы независимости в стране так и не создано продовольственной, топливно-энергетической, пограничной безопасности, нет транспортно-энергетической инфраструктуры.

Вынужденная внешняя трудовая миграция поглотила свыше 2 млн. наших граждан. Международная кредитно-финансовая изоляция Кыргызстана, в конце концов, стала закономерным следствием бездарной внутренней политики. Если называть вещи своими именами, то Кыргызстан – это страна-банкрот. Упадок в стране хорошо заметен через лицо Бишкека. Столица превратилась в большое грязное село с разбитыми дорогами и фонарями, хаотично ведущимся строительством, безжалостной вырубкой деревьев и освоением парковых зон.

Должен заметить, что по запасам природных ресурсов на душу населения Кыргызстан входит в число богатейших стран мира. Обладая такими огромными ресурсами, жить в нищете и ходить с протянутой рукой – явление чрезвычайно постыдное.

- В чем, на Ваш взгляд, главная причина такого упадка?

С момента обретения независимости на вершину пирамиды власти приходили случайные люди, не имеющие ясного представления по вопросам государственного строительства. Самое страшное не в том, что они обворовывали страну, а в том, что они не знали путей ее развития. Иначе говоря, коррупция в эшелонах власти стала не причиной социально-экономического упадка, а следствием их профессиональной непригодности и политической бездарности. На этом фоне предпочтительнее выглядела оппозиция, которая жаждала власти, не имея внятной программы вывода страны из кризиса. Так дважды поменяли шило на мыло: менялась форма правления, но лицо и содержание власти оставалось прежним. Поэтому и сегодня в государстве положение дел не улучшилось, скорее наоборот – явно ухудшилось. Дело в том, что приведя страну к парламентаризму, авторы восьмой или девятой по счету конституции в очередной раз не попали, а вляпались в историю. Сами того не подозревая, они создали политический бедлам как в самом парламенте, так и в органах исполнительной власти. Создана система круговой безответственности, когда все ветви власти хором берутся за решение какой-то проблемы и успешно ее проваливают. А в конечном итоге никто не несет никакой ответственности. При таком положении дел невозможно работать на общественно полезный результат. Можно имитировать бурную деятельность, соизмеримую разве что с мышиной возней.

Рано или поздно политики должны понять, что никакая, даже самая совершенная, конституция не приведет страну к благополучию, если ей будут управлять бездарные чиновники и прочие чудовища (по Луначарскому). Виновником всех наших бед является не конституция, а человек.

- Еще в 2008 году, когда объединенная оппозиция выдвинула идею и обсуждала установление в Кыргызстане парламентской формы правления, Вы были категорически против такого шага. Какого мнения по этому поводу Вы придерживаетесь сегодня?

Кыргызстан не готов к парламентской форме правления. Слепо и безотчетно копировать чью-то модель без учета уровня состояния общества нельзя. Ибо каждый субъект мирового сообщества имеет собственный неповторимый уклад со своими историческими и географическими особенностями. Парламентаризм хорош, когда государство состоялось, то есть имеет четкие пределы государственных границ, когда все споры с сопредельными странами урегулированы, внешние угрозы минимизированы, эффективно работают рыночные механизмы, когда устойчиво работают демократические институты, а народ не находится в прямой зависимости от власти. Из сказанного следует, что парламентаризм сегодня – это утопия, это путь в никуда, в бездну.

- А Вы можете предложить выход из этой запутанной ситуации?

Без решительных радикальных мер переломить неблагоприятный ход развития невозможно. Думаю, у главы государства есть шанс выполнить важную историческую миссию. Во-первых, распустить нынешний парламент, который бесполезно проедает 700 млн. сомов и не несет при этом никакой ответственности. Содержание такого парламента выходит за рамки здравого смысла. Тем более что он себя уже исчерпал, а потому потеря невелика.

Временно взять на себя всю полноту ответственности, в том числе и исполнение обязанностей главы правительства, в течение полугода провести конституционные реформы, назначить выборы главы государства. За основу целесообразно взять конституцию 1993 года, но назвать документ следует уже не Конституцией, а Основным Законом с правом внесения изменений и дополнений новому составу парламента, избранному по мажоритарной системе, с численностью не более 35-40 депутатов.

Президентско-парламентская форма правления будет более понятной и привычной для народа Кыргызстана.

Во-вторых, необходимо придать более устойчивый курс во внешней политике. Уверен, что нужно взять решительный курс на сближение Кыргызстана с Россией. А также разрешение пограничных водно-земельных споров с сопредельными государствами.

- Что Вы думаете о предстоящем неофициальном визите Президента Российской Федерации В.В. Путина в Кыргызстан, и что, на Ваш взгляд, необходимо делать для укрепления и расширения двустороннего сотрудничества между Россией и Кыргызстаном?

В.В. Путин - человек совершенно неординарный, однако его действия последовательны и достаточно прогнозируемы. В этом есть сила России!!! В прогнозируемости всегда есть основа стабильности, а стабильность дает уверенность в завтрашнем дне.

Конечно, ситуация такова, что даже Россия сейчас с трудом доверяет нынешним институтам власти, существующим на данный момент в Кыргызстане, но для того чтобы создать и сохранить партнерские отношения, Россия должна быть более прагматичной. Как говорят – старый друг лучше новых двух. Нам сейчас необходимо решительно пойти на сближение с Россией. Если учесть, что четверть кыргызстанцев сегодня работает в РФ, именно эта часть населения "кормит" граждан Кыргызстана, то это является важным условием для укрепления всяческих отношений с Россией. Кыргызстан – это страна, которая может стать и поясом безопасности для России.

- А что должен делать Кыргызстан?

Кыргызская внешняя политика совершенно неустойчива, непредсказуема и любую страну ставит в двоякое положение. Когда страна не имеет никаких обязательств перед внешним миром, то и остальной мир тоже отвернется от него. Любая дружба – это несение ответственности, а если нет ответственности, то никакой дружбы и быть не может. Кыргызстан должен взять на себя обязательства и пойти навстречу России. И тогда, может быть, Кыргызстан обретет внутреннюю и внешнюю безопасность. До тех пор, пока в стране не будет гарантированных условий для безопасности инвестиций, никакие инвестиции сюда не придут. А это политическая стабильность и защита от внешних угроз. А нам необходимо создать систему национальной безопасности. Но при таком бюджете мы этого сделать не можем. Значит, Кыргызстан должен вступить в союз с великой державой, в добрососедские, товарищеские отношения. И когда великая держава будет гарантировать безопасность территории, будет гарантирована и национальная безопасность.

Но для того, чтобы России сохранить своих надежных партнеров, декларациями здесь уже не поможешь. Здесь должны быть не только деловые отношения, но и дружеская помощь, которая подымет эту страну с колен. Тем более что возможности для этого в Кыргызстане существуют. Достаточно сказать, что Кыргызстан обладает огромными водно-энергетическими запасами. Россия, безусловно, в этом заинтересована, ведь приложив некоторые усилия, она может получить серьезный экономический рычаг для того, чтобы регулировать экономические и даже политические отношения с окружающим миром, особенно со странами в Азиатском регионе. Кыргызстану необходимо идти на альянс и с Таджикистаном, потому что водно-энергетические вопросы с ним надо решать, ведь эти две страны в Центрально-Азиатском регионе располагают самыми богатыми водными ресурсами, что выделяет эти страны. Вода – это не только утоление чьей-то жажды, это источник как войны, так и мира. И если неразумно построить отношения по нашим водным ресурсам, то это неизбежно приведет к конфликтам, в том числе и вооруженным. Однако если разумно построить отношения, то этого запаса хватит на весь регион, и даже с избытком, если мы перейдем на водосберегающие технологии.

- Как вы оцениваете перспективы вступления Кыргызстана в Таможенный союз? Возможно ли вступление КР в ТС раньше чем будет выведена американская база, т.е. ранее 2014 года?

Кыргызстан в свое время, не имея никаких потенциальных условий, поспешно вступил в ВТО. Это было недальновидным решением, в результате чего собственный производитель опустил руки. Нам следовало бы вступать самыми последними из всех Центрально-Азиатских республик.

Что же касается Таможенного союза, то в него нам нужно входить. Особенно если нам нужно взять курс на сближение с Россией, то вхождение – это важный шаг. Да, произойдет адаптация ценовой политики, но здесь преимущество в том, что и Россия член ВТО, и тут мы как бы в одной лодке. А вступление в ТС просто необходимо, тем более, что такое огромное количество граждан сейчас трудится на территории России.

Что касается присутствия американской базы, то этот вопрос следовало бы решать на трехстороннем уровне путем консультаций и прийти к какому-то консенсусу. Потому что проблема в Афганистане несет угрозу не только для Кыргызстана, но и для России тоже, как, впрочем, и для всего мирового сообщества. Поэтому здесь должна быть очень взвешенная политика.

- Но для того чтобы Кыргызстан полноценно вступил в Таможенный Союз, в стране должна появиться созидающая сила. Она должна быть способна целенаправленно строить эти отношения с теми странами, которые уже входят в ТС, и в первую очередь с Россией. Безусловно, эта сила должна обладать какими-то мощными политическими правами, чтобы принимать и воплощать в жизнь ответственные решения. Такая возможность сейчас есть только у партий, в связи с этим, как вы оцениваете перспективы создания, например, пророссийской русскоязычно-интернациональной партии в Кыргызстане?

Партия "Содружество" представляла интернациональные интересы, но она себя исчерпала. Поэтому должна появиться новая политическая партия. Для этого есть все предпосылки и объективные условия. И нужно идти именно по этому пути – за сотрудничество, взаимодействие, за всевозможное укрепление отношений Кыргызстана с Россией.

- Что нас ждет весной?

Мы должны признать, что обострение ситуации налицо. Не исключаю того, что осенью ситуация будет сложная, особенно в осенне-зимний период, в связи с кризисом в энергетике, ростом цен на потребительские товары, инфляцией. Это все может привести к уже привычной для нас схеме "сметания" существующей власти. Чтобы избежать этого, власть сейчас должна пойти на радикальные меры, о которых я уже говорил.

Беседовала Маргарита Князева, Бишкек, "rus.kg".
Источник - ЦентрАзия

Категория: Международные военные новости | Просмотров: 1297 | Добавил: Zhan | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Статистика

Онлайн всего: 3
Гостей: 3
Пользователей: 0
Календарь
«  Сентябрь 2012  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
     12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930