В гостях у
редакции информационно-аналитического портала RUS.kg побывал
экс-секретарь Совета безопасности Кыргызской Республики Мирослав Ниязов,
который поделился своим видением сложившейся в стране ситуации.
- Мирослав Джумабекович, как Вы оцениваете сложившуюся обстановку в Кыргызстане?
Кыргызстан
представляет собой безнадежно тонущий корабль. Национальный бюджет
трещит по всем швам. При доходной части $2 млрд., дефицит бюджета уже
превысил 500 млн. долларов. Внешнеторговый оборот в $ 5,5 млрд. уже
имеет отрицательный торговый баланс в размере $2 млрд. Внешний долг
достиг $3 млрд., а внутренний составил порядка $400 млн. За годы
независимости в стране так и не создано продовольственной,
топливно-энергетической, пограничной безопасности, нет
транспортно-энергетической инфраструктуры.
Вынужденная внешняя
трудовая миграция поглотила свыше 2 млн. наших граждан. Международная
кредитно-финансовая изоляция Кыргызстана, в конце концов, стала
закономерным следствием бездарной внутренней политики. Если называть
вещи своими именами, то Кыргызстан – это страна-банкрот. Упадок в стране
хорошо заметен через лицо Бишкека. Столица превратилась в большое
грязное село с разбитыми дорогами и фонарями, хаотично ведущимся
строительством, безжалостной вырубкой деревьев и освоением парковых зон.
Должен
заметить, что по запасам природных ресурсов на душу населения
Кыргызстан входит в число богатейших стран мира. Обладая такими
огромными ресурсами, жить в нищете и ходить с протянутой рукой – явление
чрезвычайно постыдное.
- В чем, на Ваш взгляд, главная причина такого упадка?
С
момента обретения независимости на вершину пирамиды власти приходили
случайные люди, не имеющие ясного представления по вопросам
государственного строительства. Самое страшное не в том, что они
обворовывали страну, а в том, что они не знали путей ее развития. Иначе
говоря, коррупция в эшелонах власти стала не причиной
социально-экономического упадка, а следствием их профессиональной
непригодности и политической бездарности. На этом фоне предпочтительнее
выглядела оппозиция, которая жаждала власти, не имея внятной программы
вывода страны из кризиса. Так дважды поменяли шило на мыло: менялась
форма правления, но лицо и содержание власти оставалось прежним. Поэтому
и сегодня в государстве положение дел не улучшилось, скорее наоборот –
явно ухудшилось. Дело в том, что приведя страну к парламентаризму,
авторы восьмой или девятой по счету конституции в очередной раз не
попали, а вляпались в историю. Сами того не подозревая, они создали
политический бедлам как в самом парламенте, так и в органах
исполнительной власти. Создана система круговой безответственности,
когда все ветви власти хором берутся за решение какой-то проблемы и
успешно ее проваливают. А в конечном итоге никто не несет никакой
ответственности. При таком положении дел невозможно работать на
общественно полезный результат. Можно имитировать бурную деятельность,
соизмеримую разве что с мышиной возней.
Рано или поздно политики
должны понять, что никакая, даже самая совершенная, конституция не
приведет страну к благополучию, если ей будут управлять бездарные
чиновники и прочие чудовища (по Луначарскому). Виновником всех наших бед
является не конституция, а человек.
- Еще в 2008 году, когда
объединенная оппозиция выдвинула идею и обсуждала установление в
Кыргызстане парламентской формы правления, Вы были категорически против
такого шага. Какого мнения по этому поводу Вы придерживаетесь сегодня?
Кыргызстан
не готов к парламентской форме правления. Слепо и безотчетно копировать
чью-то модель без учета уровня состояния общества нельзя. Ибо каждый
субъект мирового сообщества имеет собственный неповторимый уклад со
своими историческими и географическими особенностями. Парламентаризм
хорош, когда государство состоялось, то есть имеет четкие пределы
государственных границ, когда все споры с сопредельными странами
урегулированы, внешние угрозы минимизированы, эффективно работают
рыночные механизмы, когда устойчиво работают демократические институты, а
народ не находится в прямой зависимости от власти. Из сказанного
следует, что парламентаризм сегодня – это утопия, это путь в никуда, в
бездну.
- А Вы можете предложить выход из этой запутанной ситуации?
Без
решительных радикальных мер переломить неблагоприятный ход развития
невозможно. Думаю, у главы государства есть шанс выполнить важную
историческую миссию. Во-первых, распустить нынешний парламент, который
бесполезно проедает 700 млн. сомов и не несет при этом никакой
ответственности. Содержание такого парламента выходит за рамки здравого
смысла. Тем более что он себя уже исчерпал, а потому потеря невелика.
Временно
взять на себя всю полноту ответственности, в том числе и исполнение
обязанностей главы правительства, в течение полугода провести
конституционные реформы, назначить выборы главы государства. За основу
целесообразно взять конституцию 1993 года, но назвать документ следует
уже не Конституцией, а Основным Законом с правом внесения изменений и
дополнений новому составу парламента, избранному по мажоритарной
системе, с численностью не более 35-40 депутатов.
Президентско-парламентская форма правления будет более понятной и привычной для народа Кыргызстана.
Во-вторых,
необходимо придать более устойчивый курс во внешней политике. Уверен,
что нужно взять решительный курс на сближение Кыргызстана с Россией. А
также разрешение пограничных водно-земельных споров с сопредельными
государствами.
- Что Вы думаете о предстоящем неофициальном
визите Президента Российской Федерации В.В. Путина в Кыргызстан, и что,
на Ваш взгляд, необходимо делать для укрепления и расширения
двустороннего сотрудничества между Россией и Кыргызстаном?
В.В.
Путин - человек совершенно неординарный, однако его действия
последовательны и достаточно прогнозируемы. В этом есть сила России!!! В
прогнозируемости всегда есть основа стабильности, а стабильность дает
уверенность в завтрашнем дне.
Конечно, ситуация такова, что даже
Россия сейчас с трудом доверяет нынешним институтам власти, существующим
на данный момент в Кыргызстане, но для того чтобы создать и сохранить
партнерские отношения, Россия должна быть более прагматичной. Как
говорят – старый друг лучше новых двух. Нам сейчас необходимо решительно
пойти на сближение с Россией. Если учесть, что четверть кыргызстанцев
сегодня работает в РФ, именно эта часть населения "кормит" граждан
Кыргызстана, то это является важным условием для укрепления всяческих
отношений с Россией. Кыргызстан – это страна, которая может стать и
поясом безопасности для России.
- А что должен делать Кыргызстан?
Кыргызская
внешняя политика совершенно неустойчива, непредсказуема и любую страну
ставит в двоякое положение. Когда страна не имеет никаких обязательств
перед внешним миром, то и остальной мир тоже отвернется от него. Любая
дружба – это несение ответственности, а если нет ответственности, то
никакой дружбы и быть не может. Кыргызстан должен взять на себя
обязательства и пойти навстречу России. И тогда, может быть, Кыргызстан
обретет внутреннюю и внешнюю безопасность. До тех пор, пока в стране не
будет гарантированных условий для безопасности инвестиций, никакие
инвестиции сюда не придут. А это политическая стабильность и защита от
внешних угроз. А нам необходимо создать систему национальной
безопасности. Но при таком бюджете мы этого сделать не можем. Значит,
Кыргызстан должен вступить в союз с великой державой, в добрососедские,
товарищеские отношения. И когда великая держава будет гарантировать
безопасность территории, будет гарантирована и национальная
безопасность.
Но для того, чтобы России сохранить своих надежных
партнеров, декларациями здесь уже не поможешь. Здесь должны быть не
только деловые отношения, но и дружеская помощь, которая подымет эту
страну с колен. Тем более что возможности для этого в Кыргызстане
существуют. Достаточно сказать, что Кыргызстан обладает огромными
водно-энергетическими запасами. Россия, безусловно, в этом
заинтересована, ведь приложив некоторые усилия, она может получить
серьезный экономический рычаг для того, чтобы регулировать экономические
и даже политические отношения с окружающим миром, особенно со странами в
Азиатском регионе. Кыргызстану необходимо идти на альянс и с
Таджикистаном, потому что водно-энергетические вопросы с ним надо
решать, ведь эти две страны в Центрально-Азиатском регионе располагают
самыми богатыми водными ресурсами, что выделяет эти страны. Вода – это
не только утоление чьей-то жажды, это источник как войны, так и мира. И
если неразумно построить отношения по нашим водным ресурсам, то это
неизбежно приведет к конфликтам, в том числе и вооруженным. Однако если
разумно построить отношения, то этого запаса хватит на весь регион, и
даже с избытком, если мы перейдем на водосберегающие технологии.
-
Как вы оцениваете перспективы вступления Кыргызстана в Таможенный союз?
Возможно ли вступление КР в ТС раньше чем будет выведена американская
база, т.е. ранее 2014 года?
Кыргызстан в свое время, не имея
никаких потенциальных условий, поспешно вступил в ВТО. Это было
недальновидным решением, в результате чего собственный производитель
опустил руки. Нам следовало бы вступать самыми последними из всех
Центрально-Азиатских республик.
Что же касается Таможенного
союза, то в него нам нужно входить. Особенно если нам нужно взять курс
на сближение с Россией, то вхождение – это важный шаг. Да, произойдет
адаптация ценовой политики, но здесь преимущество в том, что и Россия
член ВТО, и тут мы как бы в одной лодке. А вступление в ТС просто
необходимо, тем более, что такое огромное количество граждан сейчас
трудится на территории России.
Что касается присутствия
американской базы, то этот вопрос следовало бы решать на трехстороннем
уровне путем консультаций и прийти к какому-то консенсусу. Потому что
проблема в Афганистане несет угрозу не только для Кыргызстана, но и для
России тоже, как, впрочем, и для всего мирового сообщества. Поэтому
здесь должна быть очень взвешенная политика.
- Но для того чтобы
Кыргызстан полноценно вступил в Таможенный Союз, в стране должна
появиться созидающая сила. Она должна быть способна целенаправленно
строить эти отношения с теми странами, которые уже входят в ТС, и в
первую очередь с Россией. Безусловно, эта сила должна обладать какими-то
мощными политическими правами, чтобы принимать и воплощать в жизнь
ответственные решения. Такая возможность сейчас есть только у партий, в
связи с этим, как вы оцениваете перспективы создания, например,
пророссийской русскоязычно-интернациональной партии в Кыргызстане?
Партия
"Содружество" представляла интернациональные интересы, но она себя
исчерпала. Поэтому должна появиться новая политическая партия. Для этого
есть все предпосылки и объективные условия. И нужно идти именно по
этому пути – за сотрудничество, взаимодействие, за всевозможное
укрепление отношений Кыргызстана с Россией.
- Что нас ждет весной?
Мы
должны признать, что обострение ситуации налицо. Не исключаю того, что
осенью ситуация будет сложная, особенно в осенне-зимний период, в связи с
кризисом в энергетике, ростом цен на потребительские товары, инфляцией.
Это все может привести к уже привычной для нас схеме "сметания"
существующей власти. Чтобы избежать этого, власть сейчас должна пойти на
радикальные меры, о которых я уже говорил.
Беседовала Маргарита Князева, Бишкек, "rus.kg". Источник - ЦентрАзия
|