Почему в
Кыргызстане идет повальное увлечение различными сомнительными
религиозными течениями? Почему в их ряды вовлекается не только молодежь с
не устоявшимися убеждениями, но и взрослое население и даже должностные
лица, представители официального духовенства?
Таких "почему" и "зачем" накопилось бесчисленное количество. Давайте разберемся.
Первая
причина – в обществе есть потребность в такого рода учениях. Вторая
причина – государство не ведет (не желает или не в состоянии вести)
целенаправленную борьбу с проникновением чуждых традиционным верованиям
учений. Третья причина – заинтересованность страны-донора в
идеологической экспансии. Четвертая причина – привлекательный способ
подачи этих самых учений.
Теперь более подробно о каждой из причин.
Первое.
Любое общество самодостаточно, если оно нормально развивается. То есть в
нормальных странах граждане находят удовлетворение своим потребностям.
Экономическим, политическим, духовным. Трудятся, зарабатывают средства
для безбедного существования и тратят заработанное соразмерно своим
увлечениям. В таком обществе царит социальная справедливость и
правопорядок. У нас же нет ничего из вышесказанного. Ни правопорядка, ни
справедливости, ни материального благополучия. В таком случае население
охотно верит экстремистам, которые обещают райскую жизнь для
большинства граждан.
Второе. Власти Кыргызстана отчасти не
желают, отчасти уже не в состоянии вести борьбу с экстремистскими
течениями. Ибо, чтобы отнять веру в наших гражданах в райскую жизнь,
пропагандируемую экстремистами, нужно дать им взамен иную мечту, мечту,
ради которой стоит трудиться в поте лица, мечту, которая не обернется
миражом. Нынешнее поколение граждан Кыргызстана устало от политических
катаклизмов. Оно согласно работать на будущее, на такое будущее, которое
обязательно состоится, а не обернется новой экспроприацией
экспроприированного. Государственная машина уже сама прогнила. Иными
словами эти течения овладели умами самих чиновников различного ранга.
Третье.
Заинтересованность страны-донора в идеологической экспансии тоже
налицо. Наибольшую активность проявляет Турция. Хотя со счетов нельзя
сбрасывать и других игроков. В Кыргызстане действуют такие турецкие
организации религиозно-экстремистского толка, как "Нурджулер", "Туркия
Диянет Вакфы" и другие.
Четвертое - методы идеологической
обработки. Используются с учетом безработицы, низкого уровня
образования, крайнего невежества населения в религиозном плане,
отсутствия духовных ценностей. Все, что говорится, делается,
предпринимается турецкими миссионерами должно выгодно отличаться от
местного (кыргызского) фона. В действительности так оно и выглядит, что
превращает турков в центр притяжения.
Турецкие предприниматели
открывают небольшие производства, обеспечивая работой кыргызов. Затем
ведут агитацию среди персонала, проповедуют идеи "Нурджулер". Если на
начальном этапе организацией производств, открытием школ для изучения
религии, турецкого языка, финансированием строительства мечетей
занимались подданные Турции, действующие у нас, то сейчас все это
делается уже руками их последователей - кыргызов.
К примеру,
попавший под идеологическое влияние гражданина Турции Умара Афшара
предприниматель Курбанбек Таджиматов в городе Ош обучает молодежь идеям
"Нурджулер". К.Таджиматов при содействии У.Афшара открыл цех по
производству мебели. Их рабочие подвергаются идеологической обработке. А
сам Таджиматов при содействии У.Афшара регулярно посещает Турцию.
Еще
один характерный пример. По поручению гражданина Турции Урхана Генча,
(преподаватель теологического факультета Ошского государственного
университета) Камола Рузиева (выпускница этого же факультета) открыла на
базе средней школы №3 Араванского района бесплатные факультативные
курсы по изучению Ислама, арабского и турецкого языков. В настоящее
время на данных курсах получают религиозное образование 30 молодых
девушек и женщин. Одновременно Рузиева раздает своим ученицам книги
турецкого богослова Саида Нурси.
Дамир Оторбаев Источник - ЦентрАзия
|