Джунгарский синдром
Испокон веков известно:
если в любом государстве наступает период "тревожной" нестабильности,
самый удобный выход дабы оправдать свое бездарное правление "менеджеры"
от государства" находят во внутренних и внешних врагах. Для правителей
США ими являются исламские террористы, а руководители радикально
настроенных исламских государств во всем обвиняют американский
империализм. Или взять конфликт между Китаем и Японией из-за двух
спорных островов. И таких примеров на подобную тему можно приводить
много, ибо в многополярном мире количество врагов не уменьшается. Чтобы
доказать свою правоту, на свет извлекаются различные псевдоисторические
"документы", создаются лживые теории, которые затем перекочевывают в
школьные учебники по истории. Не стал исключением и соседний Казахстан.
Для казахских правителей консолидирующей национальной идеей стала тема
…освобождения казахов от джунгарского "ига". О чем свидетельствует
вышедший недавно казахский блокбастер "Войско Мын бала".
БАЗА ПАТРИОТИЗМА
По
сравнению с предыдущим казахстано-американороссийским фильмом
"Кочевник" (автор сценария Рустам Ибрагимбеков, режиссеры Иван Пассер
(Чехия) и Сергей Бодров-старший), вышедшем в 2005 году и в котором были
задействованы в главных ролях мировые звезды (бюджет фильма - 34 млн.
долларов США), нынешняя картина выглядит скромнее. Все актеры и авторы
фильма на этот раз казахские. Данные о потраченных деньгах на
производство фильма нигде не фигурируют, но, судя по декорациям и
постановкам батальных сцен, он обошелся его создателям гораздо дешевле,
чем блокбастер-2005.
Действие фильма "Жаужурек Мын Бала"
(режиссер Акан Сатаев) происходит в первой половине XVIII века. Как
утверждают его авторы, "в переломную эпоху казахской истории, когда в
кровопролитной войне с джунгарами единство казахского народа и героизм
становятся решающей силой на пути к обретению свободы". Фильм начинается
с душераздирающей сцены нападения джунгарских захватчиков на поселение,
где жил главный герой фильма юноша Сартай (Асылхан Толепов). С
фашистским озверением злые джунгарские воины налево и направо убивают
казахских детей, женщин и стариков, опустошая все подряд. Сартаю удается
избежать смерти, и он семь лет скрывается в горах у старого кузнеца
Назара (Тилектес Мейрамов). Живя у него вместе с другими подростками,
потерявшими родителей, они изучают воинское искусство, по типу
подготовки японских "ниндзя", а затем образовывают секретную
партизанскую организацию "Мын бала" - для войны с регулярной армией
джунгаров. Надев "банданы" а-ля "спезназ ВДВ", они громят своих врагов.
И
тут возглавляющий партизанский отряд Сартай переживает свое первое
большое чувство. Юноша хочет казаться в глазах байской дочки Зере (Алия
Анарбек) суперменом. Вместе со своими друзьями Таймасом (Аян Отепберген)
и Корлан (Куралай Анарбекова) они нападают на своих врагов, впятером
захватывая целые джунгарские крепости с хорошо вооруженными воинами
противника. Они освобождают плененных ойратами казахских рабов,
пополняющими затем партизанское ополчение. Особенно сильное впечатление
на зрителей произвела сцена казни казахского патриота джунгарскими
злодеями. На городском караван-сарае ойратский чиновник на калмыцком (!)
языке с синьцзянским акцентом читает приговор: "За воровство лошадей и
убийство джунгар, по справедливому закону монгол-ойратов, трое казахов
приговариваются: старший из братьев – к смертной казни, двое младших – к
рабству, а вырученные деньги - семьям убитых". Мужественный казах,
приговоренный к повешению, словно Зоя Космодемьянская, кидает в лицо
ненавистному врагу: "Казахи, я гибну во славу веры! Выше головы! И
страна, и земля эти наши! Казахская земля! Джунгарам придет конец!"
Не
понимаю, зачем надо было вплетать в канву фильма тему межрелигиозного
конфликта ("гибель за веру"), но, по всей видимости, на казахскую
аудиторию это должно было произвести выгодное впечатление. Вообще, в
фильме ойратские нойоны сидят на фоне буддийских статуэток, что тоже, по
замыслу авторов фильма, должно подсказать мысль: "буддизм - это плохо".
О подвигах юного батыра и вправду заговорила вся степь, но постепенно,
по мере возмужания, любовь к девушке перерастает у него в любовь к
родной земле. Осознав это, он вливается со своей армией в большое
казахское ополчение, противостоящее грозному внешнему врагу. В конце
фильма все герои погибают, казахи, объединившись, побеждают ненавистных
джунгар и те позорно бегут с их родной земли. Фильм пронизан идеей
ненависти к врагу, герои фильма называют джунгар "врагами", "негодяями" и
прочими нелицеприятными эпитетами. Идейной базой кинокартины служат, на
мой взгляд, слова старого казахского мудреца-аксакала на сходе
казахских вождей: "Давний враг не становится сородичем, а срезанная
подошва рукавом! Если сегодня продашь родную землю, завтра подаришь
врагу жену и детей!"
– Это мощная база для формирования чувства
патриотизма, – считает президент АО "Казахфильм" им. Ш. Айманова Ермек
Аманшаев (газета "Казахстанская правда" от 30. 12. 2011г.) – Если,
посмотрев фильм, юноши поймут, что родина у нас одна, и она связана с
именем любимой девушки, с родителями, с землей, где вырос, и все это
надо защищать, работать до "седьмого" пота, то можно будет считать, что
кино вносит реальную лепту в формирование патриотизма.
КОМУ ЭТО НУЖНО?
Кому
нужен патриотизм, основанный на ненависти к другим? Неужели нет других
способов поднять дух народа? Джунгарская "тема" для казахов становится
традиционным коньком. Конечно, казахов понять можно. Попробуй затронуть
тему манчжурского или русского "ига" - это вызовет немедленный
политический конфликт с могучими сосед- ними государствами. А вот с
джунгарами все как-то безопаснее: их давно уже нет и они превратились в
миф, но в фильме проводится мысль, что это и есть те самые
"ойрат-монголы". И бояться, что они возмутятся, не следует.
Кто
они, эти самые потомки джунгар? Малочисленный народ, влачащий жалкое
существование в низовьях Волги? Как бы то ни было, в какой-то мере
казахи правы: особо гордиться своими достижениями нам, современным
"джунгарам", как то не с руки. За семнадцать лет правления республикой
"степным ханом" экономика Калмыкии загнулась – ниже некуда. А на
нынешнего главу республики совершенно не по делу "навесили всех собак", и
он не знает с какого конца браться за исправление ситуации. Есть еще
так называемые местные "нойоны", ведущие ожесточенную борьбу за власть и
давно переставшие думать о народе. И пока мы будем у своих соседей
вызывать чувство жалости, про нас будут создавать фильмы, где мы будем в
роли "злодеев" выступать "консолидирующим" фактором для других этносов.
Фильм
заканчивается эпическим заявлением: "После победы в битве Анаракай
началась борьба за независимость и свободу. И через три века Казахстан
обрел ИСТИННУЮ НЕЗАВИСИМОСТЬ, признанную всем цивилизованным миром. К
исторической победе, о которой мечтали наши предки, казахский народ
привел лидер нации – Нурсултан Абишевич Назарбаев!"
Вот такое
заявление! А то, что казахи обрели "независимость" в результате развала
Советского Союза, разумеется, ни слова. Патриотизм, однако!
Источник: Элистинский курьер/Санджи Тостаев.
23.09.2012 Источник - kalmykia-online.ru
|