Военно-морские силы КНР получили долгожданный авианосец
 В
 порту Далянь вчера состоялась церемония передачи на вооружение ВМС 
Китая первого авианосца. Ему присвоено имя "Ляонин" – по названию 
провинции, в которой он был введен в строй. А 14 лет назад корабль 
назывался "Варяг" и строился на верфях Украины. Как писали СМИ, китайцы 
купили его, чтобы превратить в плавучее казино, но затем предпочли 
использовать по назначению. По мнению экспертов, создание мощных ВМС 
занимает центральное место в геополитических планах Пекина.
  Хорошо
 смеется тот, кто смеется последним. Помню, как потешалась западная да и
 российская пресса над тем, как буксир с трудом провел недостроенный 
"Варяг" из Черного моря в Средиземное через проливы Босфор и Дарданеллы,
 а затем тянул его по океанским просторам до берегов Китая.
  "Мы 
сделаем из него плавучее казино", – уверяли украинцев китайцы, когда 
купили у них авианосец "Варяг". Однако корабль стал не новым 
Лас-Вегасом, где китайские богатеи могут проигрывать кровно заработанные
 юани. Китайские инженеры начали ремонтировать и достраивать "Варяг" в 
порту Далянь. В августе минувшего года прошли морские испытания 
авианосца.
  И вот он сдан в строй под именем "Ляонин". Так 
называется провинция, к которой относится порт Далянь. Министерство 
обороны КНР объявило, что корабль усилит оперативные возможности ВМС и 
поможет Пекину "эффективным образом защищать национальный суверенитет, 
безопасность и интересы развития".
  Фактически авианосец будет, 
как утверждает агентство Reuters, играть более ограниченную роль. Он 
будет использоваться в основном для тренировки летчиков и учений, 
нацеленных на то, чтобы подготовиться к сдаче первого авианосца, 
построенного полностью силами Китая. Это произойдет, вероятно, после 
2015 года.
  Тем не менее, как сказал в беседе с "НГ" главный 
научный сотрудник Института Дальнего Востока РАН Яков Бергер, значение 
произошедшего события не стоит недооценивать. "Ляонин" послужит 
прототипом для создания подобных кораблей.
  "Строительство мощных 
ВМС занимает центральное место в стратегии Пекина. Китайская экономика 
очень сильно зависит от внешних источников сырья и рынков сбыта. 
Интересы Китая распространяются на Южную Азию, Африку, Латинскую 
Америку. Если морские пути будут перекрыты, страна не сможет 
развиваться. То есть первейшая задача – обеспечить безопасность морских 
путей. Впрочем, в Пекине смотрят на проблему и в более широком 
геополитическом ключе. Аналитики изучили историю возвышения мировых 
держав, начиная с Испании, Португалии, Голландии до Англии. Ни одна из 
них не получала мирового могущества, не установив контроля над морями. В
 XV веке Китай тоже мог стать великой морской державой. Он строил, 
наверное, лучшие в мире корабли. Но эта возможность была упущена. 
Император запретил строить корабли. Теперь в Пекине намерены исправить 
эту ошибку", – заключил эксперт.
  Церемония передачи "Ляонина" 
состоялась в тот момент, когда обострились территориальные разногласия 
Китая с Японией. Ни Пекин, ни Токио не готовы пойти на уступки в споре. 
Репортажи на ТВ о первом китайском авианосце помогают поднять 
патриотический настрой публики.
  Однако, как полагает Нарушиге 
Мичиcита, специалист по безопасности в Национальном институте 
политических исследований в Токио, время сдачи корабля в строй не имеет 
отношения к спору из-за островов. Китай делает еще один шаг в укреплении
 флота. Но, поскольку технологии, примененные на авианосце, не относятся
 к числу передовых, Японии пока не о чем беспокоиться.
  2012-09-26 / Владимир Скосырев
  Источник - ng.ru
 
 
    |