Военно-морские силы КНР получили долгожданный авианосец
В
порту Далянь вчера состоялась церемония передачи на вооружение ВМС
Китая первого авианосца. Ему присвоено имя "Ляонин" – по названию
провинции, в которой он был введен в строй. А 14 лет назад корабль
назывался "Варяг" и строился на верфях Украины. Как писали СМИ, китайцы
купили его, чтобы превратить в плавучее казино, но затем предпочли
использовать по назначению. По мнению экспертов, создание мощных ВМС
занимает центральное место в геополитических планах Пекина.
Хорошо
смеется тот, кто смеется последним. Помню, как потешалась западная да и
российская пресса над тем, как буксир с трудом провел недостроенный
"Варяг" из Черного моря в Средиземное через проливы Босфор и Дарданеллы,
а затем тянул его по океанским просторам до берегов Китая.
"Мы
сделаем из него плавучее казино", – уверяли украинцев китайцы, когда
купили у них авианосец "Варяг". Однако корабль стал не новым
Лас-Вегасом, где китайские богатеи могут проигрывать кровно заработанные
юани. Китайские инженеры начали ремонтировать и достраивать "Варяг" в
порту Далянь. В августе минувшего года прошли морские испытания
авианосца.
И вот он сдан в строй под именем "Ляонин". Так
называется провинция, к которой относится порт Далянь. Министерство
обороны КНР объявило, что корабль усилит оперативные возможности ВМС и
поможет Пекину "эффективным образом защищать национальный суверенитет,
безопасность и интересы развития".
Фактически авианосец будет,
как утверждает агентство Reuters, играть более ограниченную роль. Он
будет использоваться в основном для тренировки летчиков и учений,
нацеленных на то, чтобы подготовиться к сдаче первого авианосца,
построенного полностью силами Китая. Это произойдет, вероятно, после
2015 года.
Тем не менее, как сказал в беседе с "НГ" главный
научный сотрудник Института Дальнего Востока РАН Яков Бергер, значение
произошедшего события не стоит недооценивать. "Ляонин" послужит
прототипом для создания подобных кораблей.
"Строительство мощных
ВМС занимает центральное место в стратегии Пекина. Китайская экономика
очень сильно зависит от внешних источников сырья и рынков сбыта.
Интересы Китая распространяются на Южную Азию, Африку, Латинскую
Америку. Если морские пути будут перекрыты, страна не сможет
развиваться. То есть первейшая задача – обеспечить безопасность морских
путей. Впрочем, в Пекине смотрят на проблему и в более широком
геополитическом ключе. Аналитики изучили историю возвышения мировых
держав, начиная с Испании, Португалии, Голландии до Англии. Ни одна из
них не получала мирового могущества, не установив контроля над морями. В
XV веке Китай тоже мог стать великой морской державой. Он строил,
наверное, лучшие в мире корабли. Но эта возможность была упущена.
Император запретил строить корабли. Теперь в Пекине намерены исправить
эту ошибку", – заключил эксперт.
Церемония передачи "Ляонина"
состоялась в тот момент, когда обострились территориальные разногласия
Китая с Японией. Ни Пекин, ни Токио не готовы пойти на уступки в споре.
Репортажи на ТВ о первом китайском авианосце помогают поднять
патриотический настрой публики.
Однако, как полагает Нарушиге
Мичиcита, специалист по безопасности в Национальном институте
политических исследований в Токио, время сдачи корабля в строй не имеет
отношения к спору из-за островов. Китай делает еще один шаг в укреплении
флота. Но, поскольку технологии, примененные на авианосце, не относятся
к числу передовых, Японии пока не о чем беспокоиться.
2012-09-26 / Владимир Скосырев
Источник - ng.ru
|