Дулат Молдабаев, Казахстанская правда
Заголовок наш очень точно отражает суть приграничной жизни. Ведь заставы живут пограничными сутками, только начинаются они не утром, а вечером. Одни пришли из наряда и готовятся к отдыху, другие еще сидят на занятиях или тренируются, а кто-то несет службу в дозоре. Правда, в одной старой песне о пограничниках пелось, мол, застава – мой дом на два года. Сегодня, пока новобранец пройдет учебные курсы в отряде, на границе ему служить остается меньше 12 месяцев.
Чунджинский пограничный отряд был сформирован 43 года назад. А, к примеру, расположенный на его участке пограничный пост «Кольжат» был основан в 1886 году и до 2004 года являлся заставой. Много историй хранит глинобитный дувал, окружающий такие же старые постройки. Но скоро и его заменит железный забор.
К слову, многое на государственной границе меняется до неузнаваемости. Так, застава, носящая имя Антона Яковлевича Онопко, основана 80 лет назад. Но сегодня рядом со старыми строениями выросли новые корпуса. И уже не скажешь, как в стихотворении Агнии Барто, «родная застава, приземистый дом» – личный состав и семьи пограничников, живущие в постройках 1931 года, к Новому году переедут в просторные модули современного комплекса. Застава носит имя бывшего начальника, геройски погибшего в 1930 году в бою с нарушителями границы. Есть у нее своя особенность. Из 17,5 км охраняемого участка 3 км проходят по реке Или. Водный участок границы охраняется с помощью двух катеров. Два экипажа состоят из восьми матросов и двух командиров катеров. Речными судами командуют «контрактники», два года обучавшиеся в Актау.
Романтикой веет и от охраняемой линии государственной границы – на многие километры тянущихся КСП, заградительных заборов, электросигнализационного комплекса и торчащих наблюдательных вышек. Меняются методы охраны границы, появляются новые технические средства, остаются только у «зеленых фуражек» традиции. А вековая история свидетельствует: часовые Родины никогда не оставляют своих рубежей. |