Главная » Статьи » Древняя история (саки, гунны, Золотая Орда) » Военная история XIII-XV веков |
Главной задачей походов Тамерлана, приследовавших законного хана
Золотой орды Чингизида Тохтамыша, было разрушение экономической основы
союза татар с Великим княжеством Литовским. О портрете Тамерлана на одном из обрывов крепости Сюрень в Бельбекской долине неподалеку от поселка Куйбышево. Известно, что Тамерлан всегда отличался склонностью к психологическому воздействию на противников, проявляя не просто жестокость, а жестокость в стиле шоу – всерьез и надолго. Вероятно, портрет высечен по приказу самого Тамерлана, чтобы его гневный взгляд был обращен на пирамиду из отрубленных голов защитников готской крепости Шиварин (Сюрень, Сюйрень). Возможно, в память об этих защитниках после ухода войск Тамерлана был основан пещерный монастырь Челтер. Коротко о предшествующих событиях:- в 1380 году один из самых могущественных владетелей Восточной Европы эмир Мамай, пытаясь посадить на престол Золотой орды кого-нибудь из имевшихся у него под рукой слабовольных Чингизидов, пошел на главную "кормушку” Сарая – Московское княжество. Однако Великий князь Дмитрий Донской смог собрать около 80 тысяч татарской конницы помимо ополчения русских пехотинцев и разгромил войска Мамая, состоявшие из генуэзских, караимских и черкасских наемников. Волжские татары не считали Мамая достойным ханского престола, поскольку он был из рода Кият, а не Чингизид. Союзные Мамая войска Олега князя Рязанского и Великого князи Литвы Ольгерда к Куликовской битве опоздали. интересно, что против Мамая в битве на Куликовском поле участвовали крымские греки во главе с князем Косьмасом Гаврасом. Союз Мамая с генуэзцами закрывал для них возможности прибыльной международной торговли. - пока Мамай ходил на Москву, его основной конкурент на господство в Орде хан Тохтамыш подписал с генуэзцами
договор, согласно которому все побережье Крыма от Судака до Балаклавы
отдается под их контроль. При возвращении эмира Мамая в Крым, генуэзцы
предательски убили его. Между всеми аристократическими семьями Восточной Европы существовали сложно переплетенные во многих поколениях династические связи. Политические союзы подкреплялись также обменом сыновьями в качестве почетных заложников и особыми обязательствами охранять дочерей (как это было по договору между ханом Тохтамышем и караимами). Подробнее в нашей теме Джаныке (Ненкеджан ханум) – девочка из легенды и реальная. Судя по всему к 1390-м годам Тохтамыш смог в Крыму договориться не только с генуэзцами и караимами, но и с греками, хотя в знаменитой Легенде об Алтын Бешик (Золотой колыбели) говорится о бесконечных и бессмысленных распрях греческих князей. Упомянута в легенде и некая "бумага”, которая давала генуэзцам власть над крымскими берегами. Так или иначе, но византийская династия Гаврас (считается, что Гаврасы были армянского происхождения) покончила с моделью торговой конфедерации, покорив себе значительную часть крепостей Страны Сорока Земель Кырк-Эль. В этот же период значительное число крымских православных черкез-беев со своими дружинами переходят на службу к князьям Великого княжества Литовского и получают имения в Северской земле (у Чернигова, Полтавы, Новгород-Северского), а также на Волыни, значительно потеснив оттуда ногайские и татарские династии. Крымское приосхождение имеют, вероятно, такие "литовские” династии как Корибут-Вишневецкие и Кориатовичи. Известно, также что князья Глинские происходят от внука эмира Мамая. Характерным для отношений правителей разных земель и их отпрысков было то, что смертельные, казалось бы враги, объединялись для общих политических и экономических целей. Потомки Мамая служили в армии хана Тохтамыша и литовского князя Витовта. Тохтамыш, вскоре после того как Дмитрий Донской отбился от Мамая, то есть проявил лояльность к Золотой орде, повел на Москву свои войска, так что Дмитрий Донской вынужден был бежать, бросив семью и армию. Таким образом, некий романтизм с этнической окраской, по поводу того, что ярый мусульманин Тамерлан решил огнем и саблей уничтожить процветающие православные города черкесов, аланов и крымских готов, не имеют под собой основы. Тамерлан по пути к Крыму уничтожил также и торговые причалы Астрахани, тогда уже известной и как центр исламской культуры. Еще раз повторю, главной задачей военного похода Тамерлана на Крым было разрушение торговой инфраструктуры в западной части Великого Шелкового пути и психологическое воздействие на формирование черкезов – наемников городской стражи из уроженцев христианских народов Северного Кавказа, а также местных крымских готов. Напомню, что выходцы из армянской общины Кафы и других городов Восточного Крыма, к этому времени уже прочно обосновались во Львове и других городах Западной Европы, а караимы и евреи Крыма имели прочные экономические позиции в городах Литвы и Польши уже со времен Хазарского каганата. В общем, из Крыма Тамерлан ушел непобежденным, а его военная и политическая карьера продолжалась еще долго. Аксак Тимур основал династию, правители которой прославили науку и культуру Средней Азии. Так что жестокость Тимура не имела никакой патологической направленности, была тщательно просчитана исходя сугубо из интересов международной экономики. Приложение 1
Находится в 2 км от посёлка Куйбышево Бахчисарайского района АР Крым и в 1 км от сел Большое и Малое Садовое. Приложение 2 Шиварин – последний оплот готских конунгов «Все же прочие мысли были заглушены неодолимым желанием увидеть высеченный на скале лик, который мог указать ему верный путь к обители богов на вершине неведомого Кадата….Ужасным и грозным казался этот резной лик, озаренный всполохами закатного солнца…. Картер тотчас понял, что человек никогда бы не сумел высечь в камне ничего подобного. Это было изображение бога, высеченное руками богов, и его очи надменно и гордо взирали с высоты на искателя. Предания утверждали, что каменный лик настолько необычен, что его нельзя ни с чем спутать, и Картер понял, что предания не лгали, ибо длинные узкие глаза, и длинные мочки ушей, и тонкий нос, и подбородок — все выказывало принадлежность к роду не человеческому, но божественному». Говард Лавкрафт. «В поисках неведомого Кадата» К северу от Мангупа и Эски-кермена на мысе Куле-бурун возвышается 12-метровая башня, господствующая над Бельбекской долиной. Название города Шиварин или Шурен выводят от готского scivaro – «обломок скалы, камня». В видоизмененной форме этот топоним сохранился по сей день в названии «Сюйрень», превратившись в народной этимологии в «Сирень». В путеводителях древний Шиварин называется «Сюйреньской крепостью». Путь к замку лежит через монастырь Святого Феодора Гавраса и шибляковые заросли массива Чардаклы-баир. Поворачивающая налево тропа приведет нас сначала к сложенной из бута насухо стене с надвратной башней, а затем к круглому двухэтажному замку высотой более 12 метров. Стена и башня сложены из хорошо отесанных квадров, что указывает на ее ранневизантийское происхождение. С северной стороны от башни – ворота. Башня была двухэтажной. Этажи разделяли деревянные балки и настил междуэтажного перекрытия. В мирное время на первом этаже находилось караульное помещение, а на втором небольшая церковь, исполнявшая, судя по большому количеству захоронений около башни, роль княжеской капеллы. На первом и втором этажах башни располагалось по три бойницы, а наверху – открытая боевая площадка. Поражает сходство некоторых архитектурных деталей укрепления с готскими и романскими замками Западной Европы. Стены верхнего храма были расписаны фресками. В настоящее время купол второго этажа башни, служившего капеллой, почти обрушился, и от его фресок остались лишь изуродованные фрагменты, поэтому судить о композиции росписи можно лишь условно. Только в основании купола сохранились несколько сцен из жизни Христа и Богоматери: в частности фрески, изображающие Рождество и датируется 13 веком. Территория, огороженная стеной, была плотно застроена. На поверхности четко видны следы построек. В городище практически не оставалось свободной территории. У северного обрыва мыса Кулле-Бурун в 1980 году был открыт потайной ход, с помощью которого можно было незаметно покинуть крепость. Возможно, что в более поздний период в связи с ростом городища появилась необходимость создать еще один рубеж обороны. В 240 метрах к юго-востоку от башни находится еще одна стена, длинной 145 метров, сложенная из бута. На месте, где стена пересекается с главной дорогой, ведущей в город, можно различить остатки надвратной башни. Вторая стена была построена в 13-14 веках. Сюйреньская крепость была построена византийскими фортификаторами в 6 или 7 веке для защиты северных границ Крымской Готии.
Впоследствии византийское укрепление превратилось в феодальный замок, где находилась резиденция архонта – правителя Бельбекской долины. Со временем замок вырос до размеров поселения. Реконструкции замка проводились в 10 веке в связи с учреждением в Таврике фемы Климаты, и в начале 12 века в период правления прославленного императора Алексея Комнина. Значение замка выросло после создания в Крыму государства Феодоро. В этот период площадь поселения увеличивается почти в два раза. Рядом с замком строится монастырь Святого Феодора Гавраса, обладавшей какой-то священной реликвией, возможно частицей мощей Святого. Не исключено, что замком владели представители одной из ветвей рода Гаврасов. В 1475 году город был захвачен турками. С этими событиями связан пожар, уничтоживший часть фресок княжеской капеллы. Однако впоследствии Шиварин становится резиденцией фанариотских христианских правителей, признавших вассалитет от Крымского ханства и сохранивших свою автономию. Посол императора «Священной Римской Империи» Бусбек, встречавшийся в середине 16 века в Константинополе с двумя крымскими готами, упоминает этот город в своих путевых заметках: «Народность эта (готы) воинственная, она населяет и поныне многочисленные селения, из которых царек татар, когда выступает в поход, записывает 800 пехотинцев как главнейшее подкрепление своих войск. Он говорил, что из главнейших их городов, один называется Манкуп, другой – Шиварин». Главная загадка Шиварина – вырубленные на северной оконечности мыса Куле-бурун, примерно в 200 метрах от башни каменные лики. Неизвестный средневековый скульптор вырубил на мысе два человеческих лица. Один из ликов обращен к пещере Алтын-Бешик, вырубленной на 60-метровой высоте в скале Кулю-кая, расположенной к юго-западу от Куле-буруна. Согласно местным легендам эта труднодоступная пещера являлась одним из мест, где хранилась золотая колыбель. По преданиям эта искусственная пещера расписана фресками из охры, однако ее труднодоступность до сих пор служила препятствием для исследователей. Никто так и не может сказать, какие тайны скрывает эта пещера, на которую смотрит загадочный каменный лик…. источник: сайт Общество Святого Феодора Гавраса (Севастополь) | |
Просмотров: 3888 | Рейтинг: 0.0/0 |
Всего комментариев: 0 | |