А.Глашев: Культ оружия у скифо-сарматских племен и гуннов
Культ оружия у скифо-сарматских племен и гуннов
У
скифов, сарматских племен и гуннов был распространен культ оружия, а
меч считался предметом сакральным. Оружие не только обожествлялось, но
и наделялось душой. Об этом ярко свидетельствует большое количество
амулетов в виде кинжалов и акинаков в кобанских погребениях, а также
свернутые сабли из более поздних воинских погребений VIII-X вв. на
территории Великой Степи (Борисовский могильник в Прикубанье,
южносибирские могильники и др.). О скифах же античные источники прямо
сообщают, что они поклоняются мечу, как богу. Геродот сообщает, что
скифы "Аресу же совершают жертвоприношения следующим образом.
В
каждой скифской области по округам воздвигнуты такие святилища Аресу:
горы хвороста нагромождены одна на другую на пространстве длиной и
шириной почти в три стадии, в высоту же меньше. Наверху устроена
четырехугольная площадка; три стороны ее отвесны, а с четвертой есть
доступ. От непогоды сооружение постоянно оседает, и потому приходится
ежегодно наваливать сюда по полтораста возов хвороста. На каждом таком
холме водружен древний железный меч. Это и есть кумир Ареса. Этому-то
мечу ежегодно приносят в жертву коней и рогатый скот, и даже еще
больше, чем прочим богам" (1). Б.Н. Граков высказал мнение о том, что
меч-акинак у скифов был лишь фетишем, сопутствовавшим главному культу
бога-героя – Таргитая. (2)
Все это напоминает культ меча у
гуннов и алан, отмеченный Приском, Иорданом Марцеллином. Меч у гуннов
тоже считался сакральным объектом: они поклонялись ему как богу войны
(3). Военные успехи Аттилы связывались именно с древним магическим
мечом, который был случайно найден в траве гуннским пастухом: "…это
знаменует ему Бог, явивший меч Марсов, который у скифских царей
почитается священным. Сей меч уважается ими, как посвященный Богу
войны, в древние времена он исчез, а теперь был случайно открыт быком".
(4)
Другой античный автор Иордан добавляет, что "Аттила думает,
что он поставлен владыкой над всем миром и что Марсов меч дарует ему
преобладание в боях". (5) Образ этого меча сохранился у
карачаево-балкарцев. В карачаево-балкарском языке есть выражение:
"Къайдан чыкъдынг, халгер ханстан чыкъгъанча?! – Откуда ты свалился,
словно старый кинжал (халгер), появился из травы?!". (6)
Нет
сомнений в том, что используемое Приском и Иорданом название "Марсов
меч" есть перевод названия священного меча с гуннского языка.
Подтверждение этому сохранилось в карачаево-балкарском древнем
языческом пантеоне. Так, карачаево-балкарцы называют радугу "Тейри
Къылыч" (букв. "Меч бога Тенгри", т.е. "Меч Марса"). Высший и единый
бог гуннов Тенгри согласно источникам представлялся и богом войны.
В
главе L второй книги древнеармянского источника "История агван" автор
пишет, что "… они (гунны – Г.А.) приносили в жертву жареных лошадей
какому-то чудовищному, громадному герою, называя его богом
Тангри-хан…". (7;8) Культ меча неразрывно был связан с культом Тенгри,
а более поздние (VIII – X вв.) многочисленные находки свернутых сабель
в воинских погребениях Борисовского могильника (территория Хазарского
каганата) на Северном Кавказе несомненно являются развитием этого
культа Бога-Меча. Сабля воина времен Хазарского каганата наделялась
душой и умирала вместе со своим хозяином.
Однако, оружие
мыслилось не только как божество войны и сакральный покровитель воинов,
но и как символ мужского начала и символ рождения новой жизни. Так, на
многих скифских изваяниях кинжал у пояса явно напоминает мужской
половой орган (penis) и располагается он рядом с penis, а последний
весьма четко изображен на статуе, которая по канону исполнения является
явным прототипом древнетюркских изваяний.
В этой связи крайне
интересно, что в некоторых архаичных тюркских языках слово къын имеет
два значения: старо-осм., кар.-балк.: 1. ножны; 2. женский половой
орган (в кар.-балк. устар.). Так, в одном из первых печатных учебников
староосманского языка 1612 г. в турецко-латинской части словаря слову
kin дается значение vagina. Н.Ф. Катанов приводит интересный элемент из
гадательной магии китайских тюрков: "Во сне видеть сломанные ножны или
футляр – значит, умрет жена". (9) Иными словами, жена ассоциируется с
ножнами.
В литературе на это уже обращалось внимание и
отмечалось, что вкладывание меча или кинжала в ножны мыслилось как
символический половой акт, а сам клинок в данном случае был символом
деторождения – символом жизни. Все это говорит о том, что в сакральных
представлениях скифов клинок имел двоякую природу: он олицетворял
смерть и жизнь одновременно. Культ холодного оружия у древних народов
еще только предстоит изучить. Такое изучение может открыть завесу тайны
над многими вопросами древней истории.
Источники и литература
1. Геродот. IV. 62.
2. Граков Б.Н. Скифы. М., 1971.
3.
В.П.Никоноров. Военное дело европейских гуннов в свете данных
греко-латинской письменной традиции //ЗВОРАО, Новая серия, т. 1 (XXVI),
С. 287.
4. Сказания Приска Панийского //Византийская историческая библиотека. Рязань, 2005, с. 500. Ibid.
5. Карачаево-балкарско-русский словарь. М.: "Русский язык". 1989. С. 703.
6. Моисей Каганкатваци. История агван. (пер. Патканяна). СПб.. 1861. с. 193.
7. Журнал "Прорез", 2011, № 5, С. 34-36.
8. Hieronymo Megisero. Institutionum Lingvae Tvrcicae, 1612.
9. Катанов Н.Ф. О погребальных обрядах у тюркских племен Центральной и Восточной Азии. Казань, 1894. С. 34.
А.А. Глашев. Институт тюркологии (Москва)
Источник - central-eurasia.com |