Главная » Статьи » Древняя история (саки, гунны, Золотая Орда) » Военная история тюрков

Рабы в Тюркском каганате

Рабы в каганате

Такое разделение труда содействовало укреплению частной собственности и дальнейшей классовой дифференциации общества. Кочевое население Тюркского каганата имело постоянные экономические, политические и культурные связи с земледельческими районами Семиречья, Средней Азии, Китая. Основную массу кочевого населения каганата составляла эксплуатируемая масса — мелкие общинники-скотоводы, «кара будун» (т. е. «чернь», «простой народ»). Среди простого народа уже стали выделяться впавшие в зависимость члены родовых общин (тат).««Тат»—полузависимый, не имевший своего хозяйства человек,— должен был работать в хозяйстве крупного скотовладельца. По другим источникам, «тэты»— это инородцы, зависимые иноплеменники (некоторые исследователи под татами понимают низший слой зависимого населения). Каждый бек или тархан имел своих татов. «Нет тюрка без тата»,— свидетельствуют источники. В тексте памятника Бильгекагану упоминаются западные тюрки (сыновья «Десяти стрел») и живущие среди них таты, которые считаются инородцами.

В каганате имелось значительное количество рабов из числа военнопленных. Рабы были заняты в домашнем хозяйстве родовой аристократии и богачей. Внутри народа (будун) выделяется племенная знать, это родовая аристократия —тарханы, буруки, выполнявшие судебные функции, беки (старейшины, племенные вожди),— главная опора аристократического сословия на местах. К господствующей верхушке каганата следует отнести и так называемых огланов, которые составляли военную дружину кагана и наиболее крупных беков

По своей организации Тюркский каганат долго еще ничем не отличался от очень крупного племенного союза. Кочевое население каганата подразделялось на родоплеменные общности, состоявшие из патриархальных семей. Господствующей формой собственности была семейная частная собственность на скот. Семья состояла: из главы (кан); из жен, среди которых выделялась старшая (катун); из сыновей, дочерей, невесток; рабов (кул — раб, кюнь — рабыня), а также из наложниц и их детей. Из совокупности таких родственных семей складывался род (урук), группа родов образовывала племя. В обширном каганате, объединявшем различные этниче ские группы из числа кочевого и земледельческого населения, не могло быть полного правового равенства. Гос подствующие кочевые племена должны были укрепить свое привилегированное положение. Себя они именовали элем, всех других, не входящих в группу господствующих племенных групп, именовали кара (т. е. черными будунами. Вполне допустимо также, что под кара-буду-нами имели в виду оседлых земледельцев или бывших кочевников, осевших и утративших связи со своими родами, которых кочевники презрительно нарекали черными — кара. В будущем это разделение на сословия у казахов выступило в форме разделения на белую кость (султанов) и черную кость (остальная масса кочевников).


http://topetot.ru/2288.html

Категория: Военная история тюрков | Добавил: Marat (27.11.2013)
Просмотров: 5435 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Статистика

Онлайн всего: 8
Гостей: 8
Пользователей: 0