Главная » Статьи » Советский Казахстан » 1917-1939 годы

Чекист. 125 лет со дня рождения Абдрахмана Айтиева
№ 215 (17330) от 19.11.2011, "Экспресс-К"
Эрик АУБАКИРОВ, Алматы



Недавно исполнилось 125 лет со дня рождения Абдрахмана Айтиева – пламенного революционера, убежденного коммуниста, энкавэдэшника и прочее, и прочее, и прочее. В родном Уральске ему открыли памятник, а ученые-историки многословно и туманно рассуждали о "великих вехах" жизни Айтиева. И я еще раз убедился в том, что наша отечественная историография ничем не отличается от старой совковой. Просто в некоторых случаях плюсы поменялись на минусы. Главная же тенденция осталась – либо хорошо, либо плохо. Но ведь нет просто плохих и хороших людей. То же можно сказать и про Айтиева. В официальных источниках – это герой без страха и упрека, а в Интернете – душитель свободы и палач крестьянских восстаний. Но истина – посередине. Абдрахман Айтиев – это человек своего времени. Времени жестокого и романтичного, когда люди наивно верили в идеалы революции и ради них проливали кровь – и свою, и чужую.

Абдрахман Айтиев родился в ауле Сугурбай Теректинской волости Уральской губернии в семье бедняка-скотовода. Окончив русско-казахскую школу, он работал делопроизводителем при мировом судье в Уральске, позже – писарем Караобинского волостного управления. Молодости свойствен радикализм и острое чувство справедливости. Естественно, что молодой выходец из низов, видя бесправие и нищету своего народа, произвол богатеев и чиновников, попал под влияние революционеров. Айтиев посещает подпольный марксистский кружок и вступает в партию большевиков. В 1916 году Айтиев участвует в народно-освободительном движении, вспыхнувшем в ответ на царский указ о привлечении казахов на тыловые работы. Октябрьскую революцию он встречает с упоением: участвует в установлении Советской власти в Уральске и создает подпольную боевую дружину. Затем при непосредственном участии Айтиева были сформированы 1-й и 2-й Образцовые казахские кавалерийские полки. В годы Гражданской войны он служил в знаменитой 25-й стрелковой дивизии, причем в должности начальника особого отдела. То есть Айтиев был третьим человеком в дивизии – после командира Чапаева и комиссара Фурманова. Правда, особистам доставалась вся грязная работа – расстрелы, подавление инакомыслия, реквизиции. Так что Айтиев был замаран кровью простых людей. Хотя ради истины надо сказать, что в зоне действия чапаевской дивизии никогда не было излишних жертв и притеснений местного
населения.
Кстати, по киношной версии, прославленный комдив Чапаев погиб, переплывая Урал. На самом деле он скончался на плоту, на руках у Абдрахмана Айтиева, которому чудом удалось уцелеть. В октябре 1921 года Айтиев был назначен наркомом НКВД Казахстана. В это время по всей стране разразился небывалый голод. Акмолинская губерния была одной из немногих, где был хлеб. Отсюда продовольственные маршруты направлялись в промышленные города страны. Но крестьяне не желали расставаться с хлебом, отбираемым у них по продразверстке. Вспыхнуло мощное антисоветское восстание. Жестокими, кровавыми мерами Айтиев навел порядок – восстание было подавлено, возобновился хлебный поток в Россию. И как здесь дать однозначную оценку Абдрахману Айтиеву? Для сельских тружеников Северного Казахстана, у которых отбирали излишки хлеба и которых расстреливали, он – палач и грабитель. А для голодающих Поволжья, Москвы и Питера он – спаситель.
Правда, от смерти Айтиев спас и казахское кочевое население, потерявшее во время джута весь скот. Десятки тысяч беженцев со всей России могут вспомнить Абдрахмана Айтиева как избавителя от голода и болезней. Тогда север Казахстана заполнили беженцы. Города были наводнены изможденными, обессиленными людьми. В детских домах скопилось до
10 тысяч беспризорников. Тиф, холера, дизентерия уносили много жизней. Но больше детей умирало от истощения. Например, только в ноябре 1921 года умерли 115 детей. До небывалых размеров повысилась преступность. Убивали за кусок хлеба. Под руководством Айтиева была создана Губернская Чрезвычайная комиссия помощи голодающим. Сначала она собирала добровольные пожертвования, но потом были установлены принудительные налоги, проведена конфискация ценностей церквей и мечетей в пользу голодающих. Только в Петропавловске было открыто пять столовых, которые за 1922 год организовали 590 000 бесплатных обедов. За 10 месяцев своей работы Чрезвычайная комиссия собрала для голодающих 42 664 пуда хлеба, 10 871 пуд мяса и рыбы, 166 пудов масла, 3 529 пудов овощей, 1 240 голов скота.
В этом жестоком деле было не до сантиментов. Мало было желающих добровольно расставаться со своим кровно нажитым. Потому доходило даже до расстрелов крестьян, не желающих отдавать излишки хлеба. С преступностью тоже покончили самыми жесткими методами – грабителей, спекулянтов и бандитов расстреливали на месте без суда и следствия.
Разными проблемами приходилось заниматься наркому НКВД Айтиеву в те годы. Одна из его заслуг – организация санитарно-эпидемиологических мероприятий в борьбе с эпидемиями тифа, сибирской язвы и особенно холеры. Были оборудованы лазареты, забронирован необходимый медицинский материал, усиленными темпами шла прививка против холеры. Целые районы закрывались на карантин: они оцеплялись милицией, был запрещен въезд спекулянтам из Самарской и Челябинской губерний, охваченных эпидемией холеры. О работе НКВД при Айтиеве красноречиво говорят строки из докладной члена правительства Смагула Садуакасова: "Милиция в степи – все. Нет в общественной жизни казахского населения факта, которого не вносила бы деятельность милиции, и нет такого дела, которое не зависело бы от милиции. Идет разговор о получении продразверстки, получении рабочих рук путем мобилизации, разрешении земельных вопросов — везде обращаются к милиции. В последнее время милиция в степи вмешивается даже в брачное право. Зампред Зайсанского ревкома телеграфирует: "Милиция расстреляла безо всяких причин 15 казахов. Многие арестованы. Это обстоятельство навело панику на население волостей. Везде и всюду царствуют полнейший хаос, смешение функций, злоупотребления".Но нельзя всецело доверять Смагулу Садуакасову. Следует помнить, что тогда в правительстве Казахстана было две противоборствующие группировки: меньшевики, алашордынцы, эсеры – с одной стороны, и большевики – с другой. Коммунисты были недовольны, что представители либеральных партий заняли главенствующее положение в правительстве, а их, героев Гражданской войны, оттеснили на второй план. Отсюда и взаимные кляузы и доносы.
А вот насчет брачного права – это святая правда. Именно по инициативе Абдрахмана Айтиева в Казахстане были приняты законы об отмене калыма, запрещении многоженства и аменгерства, сыгравшие большую роль в раскрепощении казашки. С другой стороны, именно по предложению Айтиева было принято постановление о мусульманских праздниках: "С уважением относясь к религиозным чувствам народа, объявляется днем обязательного еженедельного отдыха пятница вместо воскресенья. Также объявляются обязательными в КССР праздники казахского народа:
1.Ураза-айт – три дня;
2. Курбан-айт – три дня;
3. Наурыз – один день".
А еще от Абдрахмана Айтиева остались в памяти народа нынешние границы Казахстана. В течение четырех лет он руководил комиссией по территориальному переустройству границ нашей республики, отстаивая исконные казахские земли, входившие тогда в состав Оренбургской, Омской губерний и Туркмении. Энергичные меры Айтиева вызвали бурную негативную реакцию у властей других республик. В качестве примера можно привести телеграмму разгневанного председателя Тюменского губисполкома: "О ваших захватничаниях доведено до сведения Центра. За могущие быть недоразумения отвечать будете вы!". Абдрахман Айтиев был председателем комиссии по составлению проекта первой Конституции Казахской АССР. Принятая в 1926 году, она внесла полную ясность и организованность в государственное строительство республики. При его активном участии было принято решение о переносе столицы края из Оренбурга. Правда, Айтиев был сторонником Акмолы, нежели Алма-Аты.
Коренной перелом в судьбе Айтиева произошел после прихода к власти Филиппа Голощекина. Хотя Айтиев и был приверженцем жесткой политики военного коммунизма, но как умный государственный деятель он знал менталитет и психологию своего народа, его быт и культуру. Он понимал, что конфискация и насильственная коллективизация, форсирование социальных и экономических процессов приведут казахские аулы к катастрофе. На этой почве у него с Голощекиным возникли разногласия и споры. Тем более что Голощекин видел в Айтиеве конкурента и завидовал его славе.
Вскоре Айтиев был выведен из состава правительства республики. Далее в его послужном списке начался калейдоскоп должностей, масштабы которых из года в год стремительно снижались. Айтиев работал в системе Казгосторга, проректором Алма-Атинского зооветинститута, директором Центрального музея Казахстана. В 1934 году, будучи директором Алма-Атинского заповедника, он был исключен из партии. Потом восстановился и работал директором курорта. Должность, которая стала последней в его жизни, – учитель фабричной школы. Сложные перипетии судьбы подкосили его здоровье. Не давали покоя и старые раны, полученные под Лбищенском. Айтиев слег в постель и уже не вставал. "Тяжелобольной, прикованный к постели, – как вспоминает его дочь Роза, – он не терял силу духа, по возможности занимался творчеством: писал очерки по истории казахов и непоколебимо верил в будущее Казахстана. В 1935 году на экраны страны вышел фильм "Чапаев". С Чапаевым отец в Лбищенске под Уральском до последнего патрона вместе отбивал ожесточенные атаки белоказаков. Тогда он чудом остался жив, а начдив погиб. И мы, дети, по несколько раз ходили смотреть это кино. И каждый раз папа все спрашивал, упоминается ли его имя. И когда мы отрицали, он очень сокрушался…".
А вскоре в дом пришли чекисты арестовывать своего бывшего начальника. Но даже они поняли, что нет смысла тащить больного, умирающего человека в тюрьму. Зато отобрали самые памятные вещи: именной клинок за мужество и отвагу в годы Гражданской войны и дарственную книгу от мирового судьи. Это окончательно добило Айтиева. Он умер 16 ноября 1936 года в возрасте 50 лет.
Он не был плохим или хорошим. Он был всяким. Милосердный и жестокий, герой войны и каратель повстанцев, деловой прагматик и наивный мечтатель. Человек своего времени – кровавого и великого. Много он сделал хорошего и немало плохого. Но это наша история, это наше прошлое. Так что памятник Абдрахману Айтиеву в Уральске поставили по праву. И пусть отношение людей к нему разное – кто-то принесет цветы, а кто-то будет устраивать под ним митинги протеста. Айтиев и при жизни привык к такому…
Категория: 1917-1939 годы | Добавил: Marat (19.11.2011)
Просмотров: 2720 | Рейтинг: 1.0/1
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Статистика

Онлайн всего: 2
Гостей: 2
Пользователей: 0