Главная » Статьи » Советский Казахстан » Казахстан во время второй мировой войны |
ПРИКАЗ О РАБОТЕ ВОЕНКОМАТОВ ПО УЧЕТУ ВОЕННООБЯЗАННЫХ И ИХ ПРИЗЫВУ №0283 14 апреля 1942г. Произведенная в феврале и марте с. г. поверка работы областных, краевых, городских и районных военных комиссариатов вскрыла вопиющие безобразия, творимые работниками военкоматов, развал и запущенность в ряде военкоматов учета военнообязанных и антигосударственную практику при проведении призыва в армию. Уже перерегистрация военнообязанных в декабре 1941 г. и в январе 1942 г. дала серьезные сигналы о явном неблагополучии с учетом военнообязанных и призывом их в армию. Во время этой, далеко не полной, перерегистрации выявлены десятки тысяч людей, не состоявших на военном учете и уклонявшихся от призыва, проживавших под носом у военкоматов. Поверки воинских документов, проводимые по приказу НКО 1942 г. № 064*, продолжают еще дополнительно выявлять немало людей, уклоняющихся от учета и призыва. Особенно много нарушений и прямых злоупотреблений обнаружено в деле освобождения от призыва в армию. Отмеченные в приказе НКО №0192 от 15 марта с. г.** случаи незаконного представления отсрочек от призыва в армию отражают лишь незначительную долю злоупотреблений, творящихся в военкоматах. Общее состояние работы военкоматов характеризуется следующими данными: 1. Учет военнообязанных, за редким исключением, запутан и ведется безобразно. Военкоматы не сообщают военно-учетным столам о результатах призыва, поэтому призванные в армию месяцами продолжают числиться на учете и во всех учетных сводках показываться в числе наличных ресурсов (Октябрьский район г. Саратова). В то же время считаются призванными * См. док. № 125. ** См. док. № 147. 207 в армию лица, которые при проверке оказались проживающими дома (Исов-ский район, Свердловской области). В военно-учетных столах г. Еревани* обнаружено по две учетных карточки на одно лицо, причем в одной указывается, что военнообязанный призван в армию, а в другой — разыскивается. Результаты медицинского освидетельствования не заносятся в учетные карточки, а если и заносятся, то большею частью не указывается, когда и какой комиссией проводилось медицинское освидетельствование (райвоенкоматы г. Иваново). Прежние отметки о медицинском освидетельствовании не перечеркиваются, поэтому часто трудно установить, какое решение считать действительным. Райвоенкомы не бывают не только в военно-учетных столах сельских советов, но и в расположенных в городе учетных столах при отделениях милиции. В результате полной бесконтрольности работники военно-учетных столов халатно относятся к своим обязанностям и еще больше запутывают учет. 2. Существующее множество военно-учетных специальностей приводит к распылению учета по таким узким специальностям, которые в армии требуются единицами, а на учете пехоты, артиллерии, танковых войск никого не остается. Кроме того, существующий порядок учета вносит путаницу и дает ложное представление о ресурсах, так как много обученных, служивших в войсках, числится на учете нестроевых (слесарей, плотников, санитаров, поваров), а негодные к строю и женщины числятся на учете вместе с годными к строевой службе. 3. Вызов военнообязанных военно-учетными столами проводится формально. Вместо вручения повесток самим вызываемым или их родным считается достаточным иметь на повестках чью-либо отметку "нет дома” или "в командировке”. Повестки с такими отметками и учетные карточки откладываются в сторону, а вызываемые военнообязанные месяцами остаются вне учета и не призываются в армию (по Сталинскому району г. Кирова таких лиц обнаружено 350 человек, а по Молотовскому — 161). Неявка военнообязанных по вызову военкоматов стала обычным явлением и проходит безнаказанно. Многие военкоматы своей преступной бездеятельностью способствуют уклонению от призыва. 4. При медицинском освидетельствовании призывавшихся военнообязанных допущен ряд неправильных и незаконных решений, в результате чего тысячи людей, вполне годных к строевой службе числятся негодными к строю или имеют на руках свидетельство об освобождении от военной службы по состоянию здоровья. Произведенное в ряде районов переосвидетельствование военнообязанных показало, что среди ограниченно годных имеется от 15 до 38 % годных к строевой службе (Липецкий, Хлевенский, Березовский районы Воронежской области), а среди признанных вовсе негодными к службе выявлено от 2 до 15 % годных к строю и от 8 до 19 % ограниченно годных (Воронежская область, Ярославская область). При переосвидетельствовании обнаружены случаи явно незаконной выдачи свидетельств об освобождении от службы по болезни, так как у военнообязанных не обнаружено никаких признаков тех болезней, которые указаны в свидетельствах об освобождении (Рыбинский РВК, Сталинский РВК г. Рыбинска). В то же время имеются случаи сознательного направления в формируемые дивизии военнообязанных, явно физически негодных, чем срывается укомплектование и готовность этих дивизий (Омский и Новосибирский обл-военкоматы). 5. Больные трахомой и чесоткой получают из месяца в месяц отсрочки и никаких мер к их лечению не принимается (Башкирская АССР). 6. Плохо поставлен учет лиц, находящихся в отпусках по болезни; военкоматы не следят за своевременным вызовом таких лиц на переосвидетель- * Так в документе. 208 ствование, поэтому нередко они находятся дома по несколько месяцев сверх установленных сроков.7. Среди непризванных в армию числится много лиц, отсеянных по политико-моральным причинам. При этом отсев произведен во многих случаях формально по таким мотивам: "отец судился” (Сталинский райвоенкомат г. Рыбинска), "брат репрессирован”, "дважды судился”, "был осужден в 34 году за уклонение от военной службы” (райвоенкоматы г. Иваново). 8. В районных военкоматах не ведется учет полученных нарядов и их выполнения, а областные военкоматы не следят за ходом выполнения нарядов или ограничиваются техникой сбора сведений, не принимая мер к своевременному выполнению нарядов. 9. В результате бездеятельности и оторванности военкоматов от военно-учетных столов, многие военкоматы не имеют точных сведений об оставшихся на учете людских ресурсах и вместо тщательной их поверки доносят о невыполнимости получаемых нарядов (военкоматы Марийской АССР, райвоенкоматы г. Саратова). По этому же пути идут и областные военкоматы, например, Башкирский военком донес об исчерпании ресурсов, а при поверке обнаружено 5678 человек. 10. Приказ НКО № 064 от 31 января* с. г. еще очень слабо используется в целях улучшения учета военнообязанных и выявления новых ресурсов. В ряде же военкоматов вообще не приступали к выполнению этого приказа (Вязовский, Екатерининский, Макаровский райвоенкоматы Саратовской области). Организуемые
военкоматами поверки документов проводятся часто малоквалифицированными
людьми и не охватывают всех населенных пунктов (Саратовская область).
Районные военные комиссары не принимают непосредственного участия в
поверках, перекладывая все дело на органы милиции (Куйбышевская
область). Инструктаж поверяющих во многих случаях сводится к постановке
общих задач "выявить уклоняющихся”, не указывая, как практически к этому
подходить и какие воинские документы считать законными. Новые правила
передвижения военнообязанных не доведены до военно-учетных столов и
военнообязанных (Архангельская область, Саратовская область). * В док. ошибка; должно быть: 24 января (см. док. № 125). 11. Особенно много нарушений и открытых злоупотреблений обнаружено в деле забронирования военнообязанных за промышленностью и предоставления отсрочек отдельным работникам аппарата и народного хозяйства. Благодаря механическому подходу и слепому доверию райвоенкомов к поступающим от гражданских предприятий документам по бронированию, недобросовестная работа учетных столов предприятий прикрывается военкоматами. Таким обманным путем на шинном заводе (Ярославской области) забронированы как сборщики, и вальцовщики лица, выполняющие обязанности весовщиков, подсобных рабочих, возчиков; по заводам № 297 и № 298 Йошкар-Олинский горвоенком забронировал 21 человека, не подходящих под таблицу бронирования; по Липецкому руднику Воронежской области забронированы лица, не имеющие никакого отношения к этому руднику (заведующий столовой, заведующий пекарней и др.); по совхозу "Тихий Дон” (Воронежской области) конюхам предоставлены отсрочки от призыва, как рабочим высокой квалификации; по 20-й стройконторе (Воронежской области) сапожник числится забронированным как мастер; по Сыктывдинскому промсоюзу (АССР Коми) заведующий ларьком забронирован как бригадир лесхимартели.12. Помимо недобросовестной работы по оформлению предоставленной брони обнаружены случаи противозаконного освобождения военнообязанных от призыва в армию по распоряжению областных и районных военных комиссаров. Например, Энгельсский горвоенком на основании распоряжения Саратовского облвоенкома освободил 203 человека, работающих на мясокомбинате; Сталинский райвоенком г. Ярославля освободил своей властью "копателей могил похоронного бюро”; Ивановский облвоенком на основании постановления облисполкома освободил 315 человек работников мясокомбината. Произвол
и беззаконие в деле освобождения от призыва приняли в ряде военкоматов
Казахской ССР столь широкие размеры и так глубоко проникли, что
освобождением от призыва занимаются почти все работники этих
военкоматов, включительно до начальника общей части. Только по г.
Алма-Ата освобождено 605 человек, из них 52 освобождено Казахским
военкомом бригадным комиссаром Щербаковым, 75 — Алма-Атинским
облвоенкомом полковым комиссаром Долмаковым, 70 — Фрунзенским
райвоенкомом г. Алма-Ата старшим политруком Малыгиным, 179 — Сталинским
райвоенкомом г. Алма-Ата старшим политруком Шульженко. Имеют место такие позорные явления, как освобождение от призыва за взятки. Так, Сталинский райвоенком г. Свердловска старший политрук Алексеенок за освобождение от призыва 9 человек райпромкомбината потребовал и получил кожаное пальто и хромовые сапоги; таким же мошенническим путем этот политрук освободил еще 60 человек. Гавриловский рай-военком Чкаловской области майор Ибрагимов освободил от призыва двух военнообязанных за взятки. В военных комиссариатах Алтайского края взяточничество и подлоги свили прочное гнездо. Все виновники этих злоупотреблений преданы суду и понесут заслуженное наказание. 13. Наряду с халатностью и прямыми злоупотреблениями в освобождении от призыва "незаменимых” работников аппарата (агенты по снабжению, счетные работники, продавцы, портные, парикмахеры и т. д.) наблюдается антигосударственный перегиб в другую сторону: вместо заботы о нормальной работе военной промышленности и государственного подхода при высвобождении из нее военнообязанных отдельные военкоматы вырывают ценнейших специалистов и труднозаменимых рабочих в формально бюрократическом порядке. Так по чисто формальным признакам, не ожидая решений о предоставлении отдельным рабочим и ИТР персональных отсрочек, призывают без всяких предупреждений главных инженеров заводов, начальников цехов, мастеров, бригадиров, конструкторов и других высококвалифицированных специалистов заводов военной промышленности. 14. Многие областные, городские и районные военные комиссары и начальники политотделов самоустранились от руководства призывом в армию и раз-бронированием военнообязанных по Постановлению ГОКО-1229сс. Вместо твердого выполнения возложенных на них ответственных государственных обязанностей подпали под влияние отдельных местных работников, взявшихся "регулировать” призыв в армию, исходя из своих чисто местнических интересов. 15. Все эти нарушения установленных правил учета, призыва, бронирования и антигосударственная практика являются следствием отсутствия контроля, засоренности системы военкоматов сверху донизу и проникновения в эти важные органы государственного аппарата темных дельцов и скрытых врагов Советской власти. Штабы военных округов и Управление мобилизации и укомплектования Главного управления формирования не руководят должным образом деятельностью подчиненных им военкоматов, не контролируют их работу и вовремя не пресекают антигосударственную практику отдельных областных и районных военных комиссаров. Всем этим безобразиям, беспорядку в учете, преступному отношению к вопросам освобождения от призыва военнообязанных в армию, а также бесконтрольных рваческих выдергиваний из промышленности ценных специалистов и полной бесконтрольности работы военкоматов пора положить конец. Приказываю: 1. Военным советам округов совместно с Главным управлением кадров проверить в месячный срок весь личный состав военкоматов и заменить всех негодных; одновременно высвободить лиц, могущих быть использованными в строевых частях, заменив их выписываемыми из госпиталей ранеными, ограниченно годными. Часть должностей передать женщинам. 2. Военным советам округов и Управлению мобилизации и укомплектования Главного управления формирования заняться по-настоящему руководством работой военкоматов, считая это дело своей прямой и первоочередной задачей, обеспечивающей своевременное пополнение запасных частей и новых формирований. 3. Военным советам округов: а) запретить призыв в армию рабочих и ИТР наркоматов вооружения, боеприпасов, авиационной и танковой промышленности, минометного вооружения без особых на то постановлений ГОКО и указаний НКО; при призыве же военнообязанных с предприятий этих наркоматов составлять планы изъятия, которые должны утверждаться НКО с учетом интересов предприятий; б) систематически, не реже одного раза в месяц, проверять работу областных и на выдержку районных военкоматов, обращая особое внимание на выполнение приказа НКО № 064 и законность бронирования; в) немедленно предавать суду всех лиц, уличенных в злоупотреблениях. 4. Областным, краевым, республиканским, городским и районным военным комиссарам: а) немедленно перестроить учет военнообязанных по объявляемой сокращенной схеме военно-учетных специальностей и внести необходимые исправления в нумерацию специальностей в учетных карточках. Учетные картотеки разделить на 4 группы: обученные годные к строевой службе, необученные годные к строевой службе, нестроевые, женщины; б) произвести в период 15 апреля — 15 мая тщательное переосвидетельствование квалифицированными медицинскими комиссиями с привлечением врачей-специалистов всех ограниченно годных и освобожденных ранее от военной службы по болезни, а также находящихся в отпусках по болезни более месяца; в) передать здравотделам для принудительного лечения (под контролем райвоенкомов) больных трахомой, чесоткой и пр.; г) создать комиссии с обязательным участием представителей местных Советов и органов НКВД и тщательно пересмотреть всех лиц, не призванных в армию по политико-моральным причинам. Принятые комиссиями решения оформить протоколами и всех пригодных для службы в армии немедленно призвать; д) завести учет военнообязанных и военнослужащих, находящихся в отпусках по болезни. Строго следить за своевременным переосвидетельствованием всех отпускных; е) наладить прочную связь райвоенкоматов с военно-учетными столами при отделениях милиции и сельских советах. Установить систематический жесткий контроль за работой этих учетных столов; ж) тщательно пересмотреть картотеки снятых с учета и проверить законность снятия с учета; з) завести книги получаемых нарядов, в которые заносить сведения о полученных нарядах, разверстку их по районам и фактическое выполнение; и) принять личное участие в руководстве работой по борьбе с уклонением от учета и призыва по приказу НКО № 064, обратив особое внимание на подворные обходы и охват сельских населенных пунктов; к) установить строжайший контроль за бронированием, осуществляя его не только по документам, но и путем фактической поверки забронированных военнообязанных на месте работы; л) прекратить какое бы то ни было самочинное освобождение от призыва, за исключением отсрочек на 5—10 дней в особо исключительных случаях (тяжелое положение семьи, необходимость передачи особо сложной работы заместителям); 211 м) прекратить самовольное разбронирование военнообязанных и наоборот строго следить за передачей в армию каждого военнообязанного, подлежащего разбронированию по постановлениям Правительства, добиваясь точного выполнения этих постановлений; н) пересмотреть личный состав военно-учетных столов и добиться закрепления толковых и добросовестных работников. 5. Областным, краевым и республиканским военным комиссарам ежемесячно проверять работу подчиненных городских и районных военкоматов. 6. Городским и районным военным комиссарам: а) ежемесячно лично проверять работу военно-учетных столов при отделениях милиции и сельских советах; б) организовать систематическую поверку ведения учета военнообязанных на предприятиях. 7. О выполнении настоящего приказа военным советам округов доносить: а) о результате переосвидетельствования ограниченно годных и освобожденных по болезни — через каждые три дня, начиная с 18 апреля, указывая, сколько явилось, сколько оказалось годных к строю и сколько нестроевых; б) о результатах пересмотра отсеянных по политико-моральным причинам — через каждые шесть дней, начиная с 18 апреля; в) о проведении поверки работы военкоматов и военно-учетных столов и мерах, принятых по улучшению учета — 10 и 25 числа каждого месяца, начиная с 25 апреля. Одновременно обращаю внимание военного совета САВО, а также моего заместителя генерал-майора Белякова на невыполнение неоднократных моих требований по выявлению и разоблачению работников военкоматов, проводящих антигосударственную практику и требую установить строгий контроль за работой военкоматов. Приказ ввести в действие по телеграфу. Приложение. Сокращенная схема военно-учетных специальностей младшего начальствующего и рядового состава. Заместитель Народного комиссара обороны армейский комиссар 1 ранга Е. ЩАДЕНКО ф. 4, оп. 11, д. 70, л. 137—145. Подлинник. | |
Просмотров: 2942
| Теги: |
Всего комментариев: 0 | |