Главная » Статьи » Советский Казахстан » Казахстан во время второй мировой войны

Храбрость радистки Тарабриной…
Шынар ТЕКЕЕВА, Атырау

Когда она заговорила о потопленных баржах с ранеными людьми в водах Волги, на глазах Анны Захаровой (на фото) появились слезы. Удивительно устроена человеческая память – можно забыть о боли физической, а душевная будет кровоточить и по прошествии нескольких десятилетий.

…Мы сидим на крыльце крохотного офиса клуба ветеранов "Фронтовичка" и беседуем с Анной Александровной Захаровой – почетным жителем города Атырау – о молодости, войне, счастливых и одновременно трудных годах жизни. Временные отрезки в ее рассказе перескакивали с одного десятилетия на другое: то она вновь и вновь возвращалась к тем дням, когда жила на Урале, вспоминала покойного отца, то начинала говорить о своем старшем сыне, трагически погибшем в молодом возрасте. Трудно современным молодым людям понять мотивы по сути девчонки, которая по завершении учебы в школе записалась на фронт. – Я тогда 10 классов окончила в школе имени Куйбышева, это было в 1942 году, а в сентябре уже стояла в военкомате. Комсомольский набор был, – вспоминает Анна Александровна.
Новоиспеченный красноармеец Тарабрина тогда с готовностью отправилась воевать, отговаривать ее было некому: отец уже ушел на фронт, а мать прислушивалась к мнению своей старшей дочери. Так, маленькая худосочная девчонка – уроженка села Яманка Баксайского района (ныне Махамбета) – в неполные 17 лет пошла защищать свою Родину.
– Мне даже надеть было нечего, – смеется наша собеседница, – фуфайку собирали из того, что было, а рукава пришлось шить из старых чулок. Тяжелые были годы...
Попала в 44-й батальон Воздушного наблюдения, оповещения и связи (ВНОС). Вначале девушки-добровольцы прошли переобучение в Индере, затем их отправили в Гурьевский штаб, где шла интенсивная подготовка к обороне Сталинграда. Радистку Анну Тарабрину направили в первую роту, добирались до российской границы через степи Азгира
на верблюдах и лошадях. Ветеран до сих пор не может описать, что происходило тогда в Сталинграде, – ожесточенные бои, бомбежка, раненые и погибшие. "Были очень тяжелые дни и ночи, которые казались бесконечными", – с грустью вспоминает она. В то время советская система противовоздушной обороны оставляла желать много лучшего. Как говорит Анна Александровна, в задачи поста ВНОС входило визуальное опознание и оповещение. То есть выбиралось самое высокое здание в населенном пункте, вырезался кусок крыши, и человек на посту имел при себе изображения советских и немецких самолетов, а также телефон; при появлении объекта передавалось сообщение, тут же дислоцировались зенитчики, которые и уничтожали цель.
Свое первое боевое крещение ветеран помнит как сейчас: Анна внимательно изучила свое задание, но, когда появился самолет, растерялась, так как прямиком на нее летел советский биплан У-2. Оказалось, это был фашист. "Я даже видела его лицо, он смеялся надо мной", – с содроганием продолжает Анна Александровна. В сельских домах в то время имелись длинные печные трубы, за одну из которых спряталась девушка, и это спасло ей жизнь. Нападавший обстреливал здание, не давая возможности дотянуться до телефона. Но, слава Богу, внизу услышали и вызвали зенитчиков – начался бой, самолет удалось подбить, а немец катапультировал прямиком на аэродром, в руки наших военных. По словам Анны Александровны, фашист на допросе со смехом спросил: "Что за чучело у вас там стояло
на крыше?". Далее молодой красноармейке уже было легче выполнять задания, после одного из них она получила медаль за боевые заслуги. Отстояв Сталинград, войска двинулись в сторону Украины. Недалеко от Харькова поступило новое задание – доставить нашим рации. Дело усложнялось тем, что нужно было прыгать с мчащегося поезда. Это был высокий откос, машинист должен был притормозить на оговоренном месте, но почему-то этого не случилось, и Анна прыгнула… При падении девушка ударилась то ли о камень, то ли о пень, моментально потеряв сознание. Ее нашли и отправили в госпиталь – были выбиты три позвонка, ходить она не могла. Но и после этого Анну ждало еще одно испытание: при отправке через Волгу баржи, перевозившие раненых, атаковали немецкие бомбардировщики, из восьми судов только два остались на плаву, остальные с покалеченными солдатами, возвращавшимися из госпиталей, пошли ко дну.
Узнать о том, что она попала в родной Гурьев, для Анны Александровны было неимоверным счастьем. Хрупкая девчонка вернулась домой инвалидом – снова училась стоять на ногах, налаживать жизнь. В 19 лет она ходила с тросточкой, мечтала выучиться на врача, но пробыла всего год в Ташкентском медицинском институте – нужно было помогать семье. Так началась мирная трудовая жизнь Анны Тарабриной, вскоре сменившей фамилию на Захарову. Появились дети, внуки. Если ветераны Великой
Отечественной войны в советское время уходили на заслуженный отдых в 50 лет, то в 55 лет Анна Александровна пошла работать бухгалтером в БРНУ, ныне известный как "КазТрансОйл".
– Это была по-настоящему интересная работа, я много ездила, летала с одного объекта на другой, – с улыбкой делится ветеран. – Семью вниманием не обделяла, за день успевала побывать на отдаленных участках. Да и сейчас мой коллектив меня не забывает, ежемесячно к пенсии мы получаем 11 тысяч тенге – это немалые деньги, согласитесь!
Несмотря на преклонный возраст, который порой напоминает о себе, Анна Александровна будто его и не ощущает: у нее острый ум, помнит ясно даты и места – не чета некоторым молодым, активно участвует в общественной жизни города, уделяет время подрастающему поколению, поднимает проблемы ветеранов, а главное – поет. Ее деятельность в хоре "Фронтовичка" вдохновляет остальных его участниц, ее не-
уемная энергия и преданность своему делу являются своего рода данью памяти всем тем, кто пал смертью храбрых на
полях битвы.Прощаясь, Анна Захарова поделилась своими планами: хочет поехать в Москву посетить могилу сына, а также в Вену, где нашли последнее пристанище ее отца – Александра Тарабрина, погибшего за считанные дни до Дня Победы – 15 апреля 1945 года. Самое удивительное, за время разговора, наверное, один-два раза наша собеседница заговорила о болезнях, больше – о людях, о старом Гурьеве, о планах хора "Фронтовичка". Таковы уж люди той эпохи, им некогда размениваться на мелочи жизни.


http://www.express-k.kz/show_article.php?art_id=67517

Категория: Казахстан во время второй мировой войны | Добавил: Marat (10.05.2012)
Просмотров: 1766 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Статистика

Онлайн всего: 8
Гостей: 8
Пользователей: 0