Главная » 2011 Декабрь 26 » Постсоветское пространство меняет конфигурацию. Евразийскую инициативу России проверяют на жизнестойкость
20:49 Постсоветское пространство меняет конфигурацию. Евразийскую инициативу России проверяют на жизнестойкость | |
Первой скрипкой в СНГ намеревается стать Таможенный союз. Встреча президентов России, Белоруссии и Казахстана, саммиты Украина–ЕС, ЕврАзЭС и ОДКБ, прошедшие в Киеве и Москве 19–20 декабря, подвели черту под длительным периодом двусторонних и многосторонних переговоров, которые шли в течение последних полутора лет между странами постсоветского пространства о перспективах дальнейшего сотрудничества. Украина игнорирует Таможенный союз В последние месяцы Россия, Белоруссия и Казахстан достигли значительного прогресса в вопросе сотрудничества, подписав Декларацию о евразийской экономической интеграции. Основной целью документа является создание Таможенного союза, который действует с июля 2011 года, и Единого экономического пространства, договорно-правовая база которого начнет действовать с 1 января 2012 года. В отличие от России, Белоруссии и Казахстана, продвигающих интеграционные проекты, Украина стремится расширить сотрудничество с ЕС, отвергая российские предложения. Позиция Украины по Таможенному союзу в значительной степени определяется характером российско-украинских отношений. Наивысшая точка сближения позиций двух стран наблюдалась в апреле–мае 2010 года, после подписания Харьковских соглашений. Затем вектор украинской внешней политики вновь стал смещаться в сторону Запада, что привело к охлаждению российско-украинских отношений, в которых вопрос цены на газ подменил собой проблемы двустороннего сотрудничества. Вступление в Таможенный союз в 2010 году позволило бы украинским властям решить как экономические, так и политические проблемы. С одной стороны, были бы созданы условия для сохранения экономики, сбалансирован бюджет, снижено отрицательное сальдо внешнеторгового баланса. В политической сфере власти сохранили бы поддержку электората восточных областей. Во внешней политике Украина могла опираться на ресурсы всех членов Таможенного союза. Однако Киев сделал ставку на ЕС, тем самым упустив благоприятный момент для присоединения к интеграционному проекту. К концу 2011 года Киев оказался в принципиально новой внутриполитической и экономической ситуации. Президент и Партия регионов утратили доверие на востоке страны, в западных областях нарастают протестные настроения, из которых пытается извлечь выгоду украинская оппозиция. Усиливается регионализация Украины. Высокая стоимость газа ведет к уничтожению остатков украинской экономики, которая выступает основным источником наполнения бюджета. Это грозит обернуться неподъемным грузом для правительства в выполнении социальных обязательств, что может усилить накал возрастающего числа массовых выступлений населения уже в первой половине следующего года. Несмотря на нарастание кризисных явлений в экономике, Киев не спешит менять свою позицию, заявляя о сохранении курса на интеграцию в ЕС. Доводы России о выгодности для Киева присоединения к интеграционным проектам, особенно на фоне экономических потерь от высоких цен на газ, пока ни к чему не привели. Украинские власти делают многочисленные заявления, но не готовы идти на уступки России, позиция которой приобрела четкость и последовательность. Киев в орбите ЕС С саммитом ЕС–Украина в Киеве связывали большие надежды. Хотя уже задолго до его проведения звучали заявления, что ожидаемого парафирования соглашения об ассоциации и зоне свободной торговли не будет. Что и подтвердили итоги саммита, который фактически был провален. Несмотря на это, в Киеве по-прежнему говорят о необходимости продолжения движения в направлении ЕС, предпочитая не замечать экономических проблем, с которыми сталкиваются европейские страны. Если рассматривать отношения Киева с Брюсселем с момента распада СССР, то становится очевидно, что украинский внешнеполитический курс в направлении ЕС не может похвастаться результатами. За годы независимости украинские президенты и сменяющие друг друга правительства провозглашали в качестве приоритета европейскую интеграцию, заявляя о безальтернативности европейского выбора. В первые годы после распада СССР этот лозунг находил отклик у определенной части населения, искренне верившего в желание ЕС способствовать развитию демократических институтов и подъему украинской экономики. Однако переговорный процесс забуксовал в огромном количестве условий, которые выдвигал ЕС к Киеву, тем самым постоянно отодвигая для Украины перспективы членства в Евросоюзе. Как правило, вне рассмотрения остается тот факт, что европейцами движут не столько вопросы экономического взаимодействия – они уже все давно решены, сколько вопросы политики, которые играют ключевое значение в определении подходов к сотрудничеству с Киевом. Стоит отметить, что ЕС рассматривает Украину прежде всего через призму геополитической конкуренции на огромном евразийском пространстве. В европейских странах серьезное беспокойство вызывают устремления России консолидировать вокруг себя часть стран постсоветского пространства, в том числе и Украину. Подобные планы рассматриваются в качестве угрозы интересам ЕС, который выступает против любой формы участия Украины в интеграционных проектах. Сложно говорить о равноправном партнерстве между ЕС и Киевом. Европейцы отводят Украине роль буферной зоны, в которой влияние России должно быть ослаблено. Наличие лояльного политического режима значительно облегчает европейцам реализацию своих планов, которые не принимают во внимание интересы Киева. В итоге можно ожидать, что в ближайшее время политика Украины по-прежнему будет находиться в фокусе внимания ЕС, который заинтересован в сохранении украинскими властями прозападного вектора во внешней политике. Контуры нового соперничества Похоже, что так называемая перезагрузка в международных отношениях, провозглашенная несколько лет назад российским и американским президентами, уходит в прошлое, уступая место новому витку геополитической борьбы на постсоветском пространстве. Причины этого следует искать в неизменности американских, а в более широком плане – западных, интересов, которым противоречит любая форма интеграции бывших союзных республик. Для воплощения этой задачи западные страны готовы тратить огромные средства. На последние два года пришелся прорыв в трехстороннем формате сотрудничества России, Белоруссии и Казахстана. Даже без Украины реализация намеченных планов позволит "тройке" воссоздать ядро бывшего СССР. Этот фактор вызывает повышенное беспокойство на Западе, который совсем не заинтересован получить в перспективе мощного экономического конкурента с геополитическими амбициями. По странному стечению обстоятельств в последние годы значительно возросла активность оппозиции в странах Таможенного союза. Возможно, что через призму нового витка борьбы за влияние на постсоветском пространстве следует рассматривать события декабря 2010 года в Белоруссии, которые произошли сразу после президентских выборов. В этом же ряду и резкий взлет декабрьской активности оппозиции в России, и события в Казахстане. Впереди еще парламентские выборы в Казахстане в январе 2012 года и выборы президента в России в марте следующего года. Внешнеполитический курс Виктора Януковича и сложившийся консенсус среди украинской политической элиты в отношении европейского вектора делают призрачными надежды на разворот Украины в сторону России и Таможенного союза. Это может произойти под влиянием резкого ухудшения экономической ситуации в Украине. При этом корректировка украинской позиции скорее будет носить тактический характер, направленный на то, чтобы получить временную передышку. И соответственно нет никаких гарантий, что в этом случае политика Украины будет пророссийской по отношению к интересам России и странам Таможенного союза. По крайней мере история присутствия Украины в рамках СНГ четко показывает, что Киев делал все, чтобы препятствовать эффективной деятельности этой организации. За 20 лет независимости Украина не может похвастаться реальными успехами на европейском направлении. Сегодня Киев фактически завис между геополитическим проектом Европы, который переживает не лучшие времена, и евразийским проектом, который активно отстаивает Россия. В случае его успешной реализации Россия может восстановить геополитические позиции и усилить свое влияние, что приведет к принципиально новой расстановке сил на постсоветском пространстве. 2011-12-26 / Сергей Сергеевич Жильцов - доктор политических наук, руководитель Центра СНГ Института актуальных международных проблем. Источник - НГ-Дипкурьер | |
|
Всего комментариев: 0 | |
Категории раздела
Международные военные новости [1613] |
Казахстанские военные новости [1986] |
Статьи по выживанию [3] |
Фильмы художественные [23] |
Фильмы документальные [14] |
Музыка [16] |
Архив записей
- 2011 Январь
- 2011 Февраль
- 2011 Март
- 2011 Апрель
- 2011 Май
- 2011 Июнь
- 2011 Июль
- 2011 Август
- 2011 Сентябрь
- 2011 Октябрь
- 2011 Ноябрь
- 2011 Декабрь
- 2012 Январь
- 2012 Февраль
- 2012 Март
- 2012 Апрель
- 2012 Май
- 2012 Июнь
- 2012 Июль
- 2012 Август
- 2012 Сентябрь
- 2012 Октябрь
- 2012 Ноябрь
- 2012 Декабрь
- 2013 Январь
- 2013 Февраль
- 2013 Март
- 2013 Май
- 2013 Июнь
- 2013 Июль
- 2013 Август
- 2013 Сентябрь
- 2013 Октябрь
- 2013 Ноябрь
- 2013 Декабрь
- 2014 Январь
- 2014 Май
- 2015 Февраль
- 2015 Март
- 2015 Октябрь
- 2016 Январь
- 2017 Январь