Главная » 2011 » Декабрь » 2 » Роль и место Афганистана в политике стран региона
17:43
Роль и место Афганистана в политике стран региона
Самеулла Пойя, эксперт Центра изучения современного Афганистана и обозреватель радиостанции «Голос России»

В данной статье затрагивается актуальная тема отношений Афганистана со странами региона и значимость этих отношений для урегулирования ситуации в Афганистане, объясняющейся как тяжелым наследием, сложившемся за долгие десятилетия разорительной и междоусобной войны, так и противоположными, порой конфликтующими между собой целями и задачами соседних с Афганистаном стран, а также других участников геополитического процесса. Наша цель - предложить Афганистану новую региональную стратегию, основной тезис которой может быть сформулирован следующим образом: приоритетной задачей Афганистана является всемерное укрепление связей со странами Южной и Центральной Азии и формирование такого регионального сообщества, где Афганистан занимал бы центральные позиции. Развитие отношений Афганистана с ведущими мировыми державами будет определяться значимостью этих связей для стабилизации афганской позиции в Азии.

Методы ведения региональной внешней политики Афганистана должны базироваться на развитии экономического сотрудничества с соседними странами, что, соответственно, должно привести к формированию устойчивых общих интересов и, в конечном итоге, к созданию надежных механизмов региональной безопасности.

Основные особенности внешнеполитического курса в новейшее время должны базироваться на:

1) национальных интересах страны с учетом интересов стран региона;

2) убежденности в очевидно ключевой роли Афганистана на региональной арене, что определяется как особенностями многолетней истории и традиций, так и месторасположением страны;

3) учет прямой связи между недружественной политикой некоторых иностранных государств и внутренней нестабильностью, которую эти государства стремятся всячески использовать в своих целях, и минимизации этого негативного влияния.

Главные компоненты, определяющие условия безопасности Афганистана на современном этапе

Нашествие Запада и постоянное вмешательство некоторых соседних стран в афганский конфликт показали, что под вопрос может быть поставлено само существование афганского государства и его культурно-политические основы.

Афганские специалисты по международным отношениям должны выделить следующие основные особенности, которые, возможно, повлияют на ситуацию в Афганистане после вывода войск. Во-первых, это уже начавшийся рост противоречий между США и ЕС, во-вторых, активизация политики США в Центрально-азиатском регионе (ЦАР) и перемещение сюда основных стратегических интересов США, в-третьих, постоянный рост значимости Китая и России на региональной и мировой арене, и, наконец, все более очевидная важность Афганистана в региональных и мировых процессах.

В обозримом будущем система международных отношений придет в состояние относительной стабильности. Соглашусь с мнением китайского специалиста-международника Линь Лиминя: несмотря на то, что сохранится структура, где сосуществуют одна сверхдержава и целый ряд сильных держав, США, как предполагается, слишком распылят свои ресурсы и приблизятся к краю стратегического истощения, что позволит каждой из региональных держав, добиваясь локального равновесия сил с Америкой, успешно отстаивать свои специфические интересы на региональном уровне. В конечном итоге локальное сдерживание США каждой из держав приведет к возникновению глобального стратегического равновесия.

Что касается Афганистана, считаю необходимым, во-первых, формирование новой системы взаимоотношений с международным сообществом, для чего стоит прибегнуть к качественно новым отношениям со странами-донорами. Нельзя бояться отказаться от старой и изжившей себя концепции «оказание помощи Афганистану» со стороны иностранных держав и взамен предложить им концепцию «сотрудничества и взаимного учета интересов». Нетрудно заметить, что иностранное присутствие в стране осуществляется не только и, возможно, не столько в интересах Афганистана, сколько в интересах стран, вовлеченных в т.н. «афганский конфликт», и «мелкие подачки» в качестве оказываемой материальной помощи Афганистану не нужны. Вместо этого следует определить стоимость пребывания на территории Афганистана для каждого из этих государств. Ни для кого не секрет, что большая часть страны оккупирована иностранными войсками, куда даже высокопоставленные афганские чиновники не могут получить доступ, не говоря уже о народонаселении страны. Если бы все то время, что иностранные войска находятся на территории Афганистана, афганские руководители исходили бы из концепции взаимного учета интересов и потребностей населения, то мы наверняка имели бы другую картину на афганской земле.

Во-вторых, следует укреплять боеспособность национальной армии, полиции и спецслужб. Однако поскольку достижение превосходства над вооруженной оппозицией (ВО), поддерживаемой Пакистаном, в ближайшее время невозможно, необходимо выработать такую тактику, при которой силовые структуры Афганистана обладали бы локальным преимуществом перед ВО и их союзниками, что позволило бы предотвратить их расползание в сопредельные провинции страны.

В-третьих, для достижения стабильности в Афганистане необходимо развитие сотрудничества с региональными структурами, такими, например, как ШОС, ОДКБ, ЕвроАзис. Необходимо привлечь в эти организации не только Афганистан, но и Пакистан, Индию и Иран.

Четвертым компонентом в политике безопасности Афганистана должно стать повышение его роли в экономике стран региона. Для этого потребуется приложить все усилия в реализации намеченных региональных проектов как, например, ТАПИ и САSA-1000.

Другим компонентом является развитие логистики. В этом случае развитие дорожно-транспортных систем Афганистана, особенно железнодорожной системы и ее соединение с системами Узбекистана, Таджикистана, Ирана и Пакистана дало бы дополнительный толчок для стран региона в обеспечении безопасности Афганистана. Да и вообще, создание странами региона совместных проектов в экономических, энергетических и культурных областях даст хороший шанс Афганистану на деле доказать Пакистану, насколько может быть мир и безопасность в Афганистане полезнее самому Пакистану, чем поддержка ВО. Одним словом, для обеспечения мира в Афганистане необходимо заменить интересы спонсоров ВО, тогда можно будет с ними договориться.

Это лишь малый пример того, что может помочь снятию напряженности в афганском конфликте.

Убежден, что восстановление мира в Афганистане невозможно без всесторонней заинтересованности и участия в этом процессе всех стран региона, особенно Пакистана.

Во внешней политике Афганистану целесообразно ставить перед собой две основные цели: создание благоприятных внешних условий для модернизации государства и утверждение страны в качестве сосредоточия интересов стран региона.

Следовательно, для решения задачи по спасению Афганистана, вовлеченного в вооруженный конфликт, требуется развитие торгово-экономических контактов для привлечения в страну инвестиций и технологий. С этой точки зрения, важнейшими объектами для афганской дипломатии являются, во-первых, страны региона, поскольку именно с ними возможно наиболее продуктивное развитие экономических связей. Во-вторых, мировые державы, которые являются естественным источником капитала и наиболее значительными торговыми партнерами. Афганистан имеет больше возможностей повлиять на экономические отношения между странами региона, чем на крупные державы, которые, соответственно, менее склонны учитывать его интересы.

Но многие афганские аналитики рассматривают политику стратегического партнерства именно с США и Западом в силу возможности большего влияния на стабилизацию обстановки в стране и привлечения западного капитала. По объективным причинам подобный подход является наиболее реалистичным, исходя из ограниченных на сегодняшний день возможностей Афганистана. Предложенная в данной статье идея больше сосредоточиться на странах региона является одной из альтернатив активно обсуждаемому сегодня внешнеполитическому курсу Афганистана, направленному на заключение стратегического договора с США и размещение постоянных американских военных баз на территории Афганистана. Кроме того, идея регионального сотрудничества не противоречит интересам как противников, так и сторонников стратегического партнерства с Америкой. Ее стоит осуществлять независимо от того, какой внешнеполитический курс изберет для себя правительство Афганистана в будущем.

Приводим еще один «мифический вариант»: формирование регионального сообщества наподобие ЕС. Ведь в одиночку Афганистан вряд ли сможет достичь мира и догнать своих соседей по уровню экономического развития. В данном случае первым шагом на пути к возможности реализации данного проекта является отказ от любых территориальных претензий стран региона друг к другу и согласие на первых парах с некоторыми терминами как, например, старший, богатый, младший и бедный брат.

Этот «мифический вариант» формирования регионального сообщества предполагает «завоевание неформального лидерства в регионе». Таким образом, здесь можно проследить стремление России и Китая к региональной гегемонии, которая рассматривается как условие обеспечения безопасности в регионе и формирования многополярной системы международных отношений. Однако основным мотивом внешнеполитических задач Афганистана после вывода иностранных войск нужно считать стремление содействовать появлению новой системы региональных связей, в которой Афганистан, вне зависимости от желаний и предпочтений других стран, занимал бы одну из ключевых позиций, не мог быть изолирован, не являлся бы объектом давления и манипуляций и с полным правом мог бы рассчитывать на учет своих интересов наряду с интересами других государств региона. Путь к достижению этой цели - формирование регионального сообщества, в котором Афганистан в силу географических причин и потенциала являлся бы естественным центром притяжения. Подобный подход пока не очень хорошо укладывается в традиционные схемы внешней политики стран региона, но соответствует потребности противостоять попыткам США сдерживать Китай и Россию с помощью стран региона, а в перспективе позволит решить и афганскую проблему, поскольку лидерство динамично растущих Китая и России, волей или неволей, гарантирует их право решающего голоса в мировых и региональных процессах, а следовательно, Афганистан должен быть готов к развитию такого сценария.

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.

Источник: Афганистан.Ру
Категория: Международные военные новости | Просмотров: 1472 | Добавил: Marat | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Статистика

Онлайн всего: 8
Гостей: 8
Пользователей: 0
Календарь