Главная » 2011 » Декабрь » 4 » В.Борейко: Дед Карзай и зайцы (часть вторая)
23:45
В.Борейко: Дед Карзай и зайцы (часть вторая)
Писать об Афганистане и ни словом не обмолвиться о героине – это, конечно, авангардизм. А я все-таки, как и положено журналисту, реалист. Просто рассказ об афганском наркотрафике и откуда он там взялся я приберег напоследок.

В том, что Афганистан производит три четверти героина на планете, виноват в первую очередь тамошний климат: жара, сушь, лютый пыльный ветер хамсин и дефицит воды. В таких условиях выращивать неприхотливый мак в 6 (!) раз выгоднее, чем влаголюбивую пшеницу. Однако до советского вторжения в 1979 году гашиш и опий здесь готовили для местных нужд и регионального экспорта – в Пакистан и Иран. А про героин и вовсе не слыхивали. "Героиновый проект" был разработан ЦРУ для поддержки моджахедов в их борьбе против шурави. Вдоль афгано-пакистанской границы были построены сотни героиновых лабораторий. Деньги от продажи наркотиков отмывались через ближневосточные банки и подставные компании, созданные Центральным разведывательным управлением США. На них и покупалось оружие для повстанцев.
Журнал Time писал в 1991 году: "Поскольку США хотели снабжать моджахедов "стингерами" и другим вооружением, они нуждались в помощи Пакистана. В середине 1980-х представительство ЦРУ в этой стране было едва ли не крупнейшим его офисом в мире. По словам одного из офицеров американской разведки, Штаты закрывали глаза на бум наркоторговли в Пакистане".В начале 80-х годов прошлого века приграничье Афганистана и его юго-восточного соседа стало крупнейшим в мире производителем и поставщиком героина. Люди, контролировавшие наркотрафик, были связаны с ЦРУ. Когда моджахеды занимали какую-либо провинцию, они заставляли там крестьян сажать мак. Это называлось "революционный налог". А американское бюро по борьбе с наркотиками в Пакистане не то что не боролось с их поставками – оно даже не произвело ни одного ареста наркодилера. Словом, вся "политика" США была подчинена сопротивлению советскому влиянию в Афганистане. В 1996 году Чарльз Коэн, руководивший деятельностью ЦРУ в Афгане, признал, что его "контора" пожертвовала борьбой с наркотиками в интересах "холодной войны".
Хотя СССР и потерпел поражение в афганской войне, Штатам не удалось немедленно установить геополитический контроль в этом важном регионе мира: решение задачи пришлось отложить более чем на десятилетие. Тем временем после ухода советской 40-й армии Вашингтон через посредничество пакистанской разведки пытался установить контакт с талибами и всячески поощрял их в борьбе с моджахедами за власть. К тому периоду относится и рост влияния Усамы бен Ладена, которого американцы пригрели еще во время советской оккупации. Как говорится, за что боролись…

Их коррупция – на зависть нашей

После вторжения сил Антитеррористической коалиции осенью 2001 года некая иллюзия борьбы с наркотиками в Афганистане наблюдалась. Великобритания давала субсидии тем крестьянам, которые откажутся сеять мак, предпочтя ему пшеницу, кукурузу или хлопок. Но сметливые афганцы и деньги брали, и про papaver somniferum (мак снотворный) не забывали: против шестикратного превосходства в прибыли не попрешь. Еще в апреле 2004 года на международной конференции в Берлине по афганской проблематике президент Карзай пообещал сократить площади маковых полей в стране на четверть. "Наркотики криминализируют нашу экономику, – сказал он тогда. – Если мы не уничтожим посевы мака, не разрушим героиновые лаборатории и не предоставим крестьянам альтернативный шанс, то никогда не построим демократическое государство". Кстати, после заявления Карзая случились нешуточные массовые волнения в Джелалабаде – административном центре провинции Нангархар, производящей 15% мирового героина. Еще бы: президент фактически лишал население источника пропитания. Впрочем, температурили напрасно: все осталось по-прежнему.
А вот Запад повелся на сладкие речи Карзая, и в течение следующих трех лет Афганистану была выделена международная помощь в размере $8,2 млрд. Но она до простого народа не доходит. По крайней мере, ни один рядовой афганец не подтвердил мне, что когда-либо получал "гуманитарку". Куда она подевалась – догадаться нетрудно: коррупция в Афганистане – нашим мздоимцам на зависть. Директор химического завода в провинции Балх г-н Азизулло Рози жаловался мне, что у его предприятия налог на прибыль – 25%, и это не считая других податей. Говорит: "Без взятки шагу не ступить". У него есть и другой бизнес – поставки нефтепродуктов и строительство. Как-то он вернулся из Кабула в Мазари-Шариф довольный, как слон: утвердил проект возведения нового микрорайона. Свою радость он объяснил мне так: "Хорошо, что успел до президентских выборов. А иначе при новом правительстве пришлось бы опять взятки по кругу носить".Направление главного удара афганского наркотрафика – Европа. Он идет через Таджикистан, Узбекистан, Кыргызстан, Казахстан и Россию. По мере продвижения на Запад героин вырастает в цене и неизбежно "инфицирует" коррупцией соседние страны. Помню, в 2000 году в Алматы задержали машину таджикского посольства, в которой обнаружили 64 кило "герыча" и чек на миллион фунтов стерлингов. А в октябре 2004 года был арестован казахстанец, живший рядом с узбекской границей. У него в тайнике нашли 21 кг опия и 10 кг героина. Он предложил полицейским взятку 200 тысяч долларов, намекнув, что имеет серьезную чиновничью "крышу". Один из офицеров, участвовавших в этой спецоперации, на вопрос журналистов, реально ли посадить на скамью подсудимых наркодилера и его покровителей, ответил: "Это вряд ли. Но у нас есть другие методы. Мы проверяем информацию о "крыше", и если она подтверждается, то по своим каналам переправляем ее на самый верх. Обычно замешанный в наркобизнесе чиновник лишается своего поста по "уважительной причине".

Цифры упрямее фактов

Говорят, факты – упрямая вещь. Но цифры еще упрямее: в отличие от фактов, их трудно интерпретировать. Предлагаю вашему вниманию занимательную статистику.В 1998 году, до того как Талибан захватил всю полноту власти в Афганистане, мак в стране сеяли на 82 тысячах гектаров, а производство героина составило 4 700 тонн. В 2000 году лидер талибов мулла Омар обязался перед специальной комиссией ООН резко сократить посевы мака в обмен на международное признание своего режима. И слово свое он сдержал: в 2001 году маковые поля в Афгане скукожились до 11 тысяч гектаров, а героиновый "выхлоп" – до 185 тонн. Но дождались талибы не признания своего режима, а… войск Антитеррористической коалиции. И за какие-то два года ситуация вернулась на круги своя. В 2002 году маковые коробочки росли уже на 50 тысячах гектаров, в 2003-м – на 80 тысячах, а в 2004 году – на 120 тысячах. И heroin production тоже поднималось как на дрожжах: в 2002–2003 годах – 3 500–3 600 тонн ежегодно, в 2004-м – 4 500 тонн. В 2009 году эта цифра перевалила далеко за пять тысяч тонн. Правда, в прошлом году половину урожая мака пожрал жучок. Зато в этом – страда невиданная. А вот зерновые сгорели, и Афганистан ждет голод.Я нигде не встречал документальных свидетельств, что именно Штаты разруливали процесс производства и экспорта героина в 2000-х годах. И наводить лишнюю тень на американский плетень не стану. Однако то, что производительность наркотического труда в Афгане пережила невиданный скачок именно в период присутствия в стране войск коалиции, отрицать бессмысленно: цифры говорят сами за себя.


http://www.express-k.kz/show_article.php?art_id=61093

Категория: Казахстанские военные новости | Просмотров: 1179 | Добавил: Marat | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Статистика

Онлайн всего: 85
Гостей: 85
Пользователей: 0
Календарь